Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче").Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю. Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей , с песней работалось дружней,
Для удобства во вложении ниже приведены тональности первой степени родства к тональностям До мажор и ля минор.
1. На VII ступени мажора НЕТ тонического трезвучия родственной тональности (на этой ступени расположено уменьшенное трезвучие)
2. На IV, V ступенях мажора находятся тоники родственных мажорных тональностей.
3. На II, III, IV, VI ступенях мажора находятся тоники родственных минорных тональностей.
4. На IV ступени мажора находятся тоники сразу двух родственных тональностей.
1. На II ступени минора НЕТ тонического трезвучия родственной тональности.
2. На III, V, VI, VII ступенях минора находятся тоники родственных мажорных тональностей.
3. На IV, V ступенях минора находятся тоники родственных минорных тональностей.
4. На V ступени минора находятся тоники сразу двух родственных тональностей.