МОЖНО ПОЧЕТЧЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ. Здравствуйте. Сегодня мы с Вами продолжаем тему:"Музыка и литература". На сегодняшнем занятии я предлагаю Вам прослушать народную песню:" Во поле берёза стояла" и сравнить её с темой финала симфонии #4 П.И. Чайковского.
ответьте на следующие вопросы:
1) Какой характер имеет песня?
2) Что общего в версии и композитора и народной трактовки?
3) Как изменялась мелодия на протяжении всего финала симфонии?
4) Какая из версий Вам понравилась больше?
Описание, анализ, критика
Свою поэтическую исповедь Глинка заключил в форму вальса. В те времена в Петербурге наиболее часто звучавшей музыкой и наиболее любимой был именно вальс. Это и пышный, бравурный танец, без которого не обходился ни один бал, и пьеса для фортепиано, которую так любили петербуржцы. В форме вальса писались и многие романсы, к вальсу обращались и Гурилев и Варламов, Верстовский и Грибоедов, и сам Глинка отдал дань этому модному танцу во многих своих произведениях. Но впервые в «Вальсе-фантазии» он сумел одушевить эту форму, наполнив ее сложностью переполнявших его чувств.
Привычная простая форма танца не сковывает масштаба замысла Глинки, не принижает возвышенности его романтических образов, в нем рядом живут тени и свет, печали и радости, надежды на счастье и разочарование, и грустные предчувствия. В лирических мелодиях «Вальса-фантазии» «и говор нежной страсти, и меланхолия, и грусть, и милое, неуловимое, необъяснимое, непонятное сердцу»,— писала А. Керн.
Выражая глубоко личное, композитор создал произведение, которое по словам Б. Асафьева, «имеет большее значение, чем несколько симфоний». И действительно, если вся русская симфоническая музыка заключена в глинкинской «Камаринской», «как дуб в желуде» (Чайковский), то и весь русский вальс заключен в «Вальсе-фантазии» Глинки. Он первый в русской музыке создал тип лирического вальса, свободного в своем упоительном движении, раскрывающего все изгибы, всю драматургию тончайших движений поэтической души. Такой одухотворенности, глубины и силы выражения вальс доселе не знал. От глинкинского произведения — прямые нити к глубочайшим вальсовым откровениям Чайковского в его балетах и симфониях, к вальсам Глазунова, к трепетной лирике «пушкинских вальсов», вальсов Золушки и Наташи Ростовой в прокофьевской музыке.
Объяснение:
ВОТ
21 мая 1918
Место рождения
с. Кайназар, Верненский уезд,
Семиреченская область, Туркестанская АССР,
РСФСР
Дата смерти
8 апреля 1994 (75 лет)
Место смерти
Алма-Ата, Казахстан
Похоронен
Кенсайское кладбище
Страна
Flag of the Soviet Union.svg СССР
Flag of Kazakhstan.svg Казахстан
Профессии
композитор,
музыкальный педагог
Инструменты
фортепиано
Жанры
опера
Награды
Орден Ленина — 1959 Орден Октябрьской Революции — 1977 Орден Трудового Красного Знамени — 1971 Орден «Знак Почёта» — 1961
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Ветеран труда» — 1980
Народный артист СССР — 1987 Сталинская премия — 1951 Лауреат Государственной премии Казахской ССР