Имя Александра Порфирьевича Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее постановки воспринимаются публикой с большим успехом. Арии, каватины и др. часто исполняются как отдельные номера в концертах классической музыки. А. П. Бородин. «Князь Игорь» Александр Порфирьевич Бородин – великий русский композитор 19 века, ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильно подвластны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый имел и литературное дарование. Опера «Князь Игорь» Бородина – замечательное творение композитора. Сам он отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслану и Людмиле» Глинки, нежели чем к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В. Стасова в качестве сюжета он избрал «Слово о полку Игореве». Для того чтобы лучше прочувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в сторону Путивля (под Курском). Там он тщательно изучал старинные повести, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины. Либретто оперы «Князь Игорь» писал сам композитор параллельно с сочинением музыки. Он старался делать акцент на народно-эпических чертах, нежели чем на политических фактах первоисточника. В итоге он смог приблизить образ Игоря к былинным богатырям. Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все члены «Могучей кучки». В том числе М. П. Мусоргский (реалист и ультра-новатор) и Н. А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций). Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась на протяжении восемнадцати лет. Она была прервана внезапной смертью Александра Порфирьевича. Завершили произведение Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся материалов композитора они написали партитуру, обработали ряд эпизодов и неоконченных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.
F-dur. нат.: фа-соль-ля-си♭-до-ре-ми-фа В гармоническом мажоре понижается VI ступень: гарм.: фа-соль-ля-си♭-до-ре♭-ми-фа Мелодический мажор в восходящем движении звучит как натуральный, а при движении вниз понижаются VI и VII ступени: мелод.: фа-соль-ля-си♭-до-ре-ми-фа|фа-ми♭-ре♭-до-си♭-ля-соль-фа
f-moll. нат.: фа-соль-ля♭-си♭-до-ре♭-ми♭-фа В гармоническом миноре повышается VII ступень: гарм.: фа-соль-ля♭-си♭-до-ре♭-ми♮-фа В миноре мелодического вида при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз звучит натуральный минор: мелод.: фа-соль-ля♭-си♭-до-ре♮-ми♮-фа|фа-ми♭-ре♭-до-си♭-ля♭-соль-фа
нат.: фа-соль-ля-си♭-до-ре-ми-фа
В гармоническом мажоре понижается VI ступень:
гарм.: фа-соль-ля-си♭-до-ре♭-ми-фа
Мелодический мажор в восходящем движении звучит как натуральный, а при движении вниз понижаются VI и VII ступени:
мелод.: фа-соль-ля-си♭-до-ре-ми-фа|фа-ми♭-ре♭-до-си♭-ля-соль-фа
f-moll.
нат.: фа-соль-ля♭-си♭-до-ре♭-ми♭-фа
В гармоническом миноре повышается VII ступень:
гарм.: фа-соль-ля♭-си♭-до-ре♭-ми♮-фа
В миноре мелодического вида при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз звучит натуральный минор:
мелод.: фа-соль-ля♭-си♭-до-ре♮-ми♮-фа|фа-ми♭-ре♭-до-си♭-ля♭-соль-фа