Особый интерес представляют примеры характерной для неаполитанской гармонии драматической выразительности в произведениях оперного и ораториального жанров. Речь пойдет о «Реквиеме» Моцарта.
В «Реквиеме» II низкая ступень играет характерную для нее роль в «Dies irae», «Rex tremendae», «Lacrimosa».
B ре-минорном «Dies irae» II низкая ступень встречается несколько раз в значительные кадансовые моменты. Все появления ее различны по приемам и разнообразны по оттенкам единого выразительного характера.
В самом конце «Rex tremendae», в последних трех тактах, неаполитанский секстаккорд приподнят, подчеркнут не только потому, что это одна из заключительных гармоний номера. В этих трех последних тактах происходит резкий общефактурный сдвиг. Снимается господствующий пунктирный ритм. Ритмически равные звуки производят здесь особое впечатление сдержанной силы.
«Lacrimosa». Неаполитанская гармония есть в ее середине и в ее репризной части. В первый раз, после сдвига от тоники, слышно отклонение в тональность II низкой ступени, так как вслед за неаполитанским секстаккордом идет его
доминанта (энгармонически равная альтерированной двойной доминанте основной тональности). Во второй раз, незадолго до конца, неаполитанская гармония снова образуется от прерванного каданса в субдоминантовой
тональности. Это еще один очень редкий для своего времени пример основного неаполитанского трезвучия. Впрочем, его функциональный смысл двойствен. На момент кажется, что продолжает звучать тональность субдоминанты — g-moll. Но с третьим аккордом такта, доминантой d-mol!, это впечатление рассеивается.
В Петербурге Рахманиновы сняли тесную и сыроватую квартиру на Сенной. Мать тщетно пыталась что-то наладить, создать видимость дома, хозяйства и даже уюта. Отец же целыми днями пропадал по каким-то «делам». Когда же возвращался, глухая вражда в четырех стенах делалась невыносимой.
А через неделю по приезде Володя, Сережа и маленькая Соня заболели дифтеритом.
Мальчики выздоровели, а Соня умерла. В бреду Сергей слышал из-за двери тихий плач, причитанья, звон кадила, запах ладана. Ему чудилось, что он с бабушкой в Юрьевом монастыре.
Общее горе иногда сближает, но часто только ожесточает. И на этот раз оно лишь подлило масла в огонь и вызвало бурю взаимных упреков, обвинений, угроз. Тогда Василия Аркадьевича осенила блестящая идея: он уехал, оставив детей на попечение жены.
Особый интерес представляют примеры характерной для неаполитанской гармонии драматической выразительности в произведениях оперного и ораториального жанров. Речь пойдет о «Реквиеме» Моцарта.
В «Реквиеме» II низкая ступень играет характерную для нее роль в «Dies irae», «Rex tremendae», «Lacrimosa».
B ре-минорном «Dies irae» II низкая ступень встречается несколько раз в значительные кадансовые моменты. Все появления ее различны по приемам и разнообразны по оттенкам единого выразительного характера.
В самом конце «Rex tremendae», в последних трех тактах, неаполитанский секстаккорд приподнят, подчеркнут не только потому, что это одна из заключительных гармоний номера. В этих трех последних тактах происходит резкий общефактурный сдвиг. Снимается господствующий пунктирный ритм. Ритмически равные звуки производят здесь особое впечатление сдержанной силы.
«Lacrimosa». Неаполитанская гармония есть в ее середине и в ее репризной части. В первый раз, после сдвига от тоники, слышно отклонение в тональность II низкой ступени, так как вслед за неаполитанским секстаккордом идет его
доминанта (энгармонически равная альтерированной двойной доминанте основной тональности). Во второй раз, незадолго до конца, неаполитанская гармония снова образуется от прерванного каданса в субдоминантовой
тональности. Это еще один очень редкий для своего времени пример основного неаполитанского трезвучия. Впрочем, его функциональный смысл двойствен. На момент кажется, что продолжает звучать тональность субдоминанты — g-moll. Но с третьим аккордом такта, доминантой d-mol!, это впечатление рассеивается.
А через неделю по приезде Володя, Сережа и маленькая Соня заболели дифтеритом.
Мальчики выздоровели, а Соня умерла. В бреду Сергей слышал из-за двери тихий плач, причитанья, звон кадила, запах ладана. Ему чудилось, что он с бабушкой в Юрьевом монастыре.
Общее горе иногда сближает, но часто только ожесточает. И на этот раз оно лишь подлило масла в огонь и вызвало бурю взаимных упреков, обвинений, угроз. Тогда Василия Аркадьевича осенила блестящая идея: он уехал, оставив детей на попечение жены.