Это творечество Дулеткерея. В начале 40-х годов были созданы первые известные кюи Даулеткерея «Кыз Акжелен» и «Кос-алка́». Толчком к сочинению этих домбровых пьес послужили жизненные впечатления акына. В одном случае — встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой Акбала-кыз. Ей и посвящён кюй «Кыз-Акжелен». Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку. Александр Затаевич, записавший это произведение, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами».
Кюй «Кос-алка́» - одно из самых популярных произведений Даулеткерея. По мнению академика А.Жубанова, музыкальное содержание кюя передает мирное покачивание женских украшений во время ходьбы. Такому восприятию прежде всего ритм кюя, состоящий из равномерных восьмых и четвертей, а также плавные линии мелодии, складывающиеся на небольших восходящих и нисходящих интонационных попевок. Форма кюя традиционна, она состоит из нескольких разделов, в которых основная тема проводится в разных регистрах. В этом отношении кюй "Кос алка" можно считать монотематическим.
Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» настоящей элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности и, по характеру своих выспренных мелодических формул, как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов её развития».
Кюй «Жигер» был создан в годы тяжелого душевного кризиса. «Жигер» — произведение громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшее тревожный дух своего времени.
Кюй "Кудайша". Открываетс кюй традиционным вступительным материалом бас буын. На протяжении всего кюя вступительный материал повторяется несколько раз, разграничивая собой другие разделы формы. Основная тема представляет собой развернутое построение, состоящее из нескольких мелодических фраз, каждая из которых завершается ниспадающей интонацией.
Кюй "Кыз акжелен". Среди ранних сочинений Даулеткерея "Кыз Акжелен" - наиболее зрелое произведение. Кюй отличается удивительной мелодичностью, естественностью развертывания музыкального материала, совершенством формы. В кюе присутствуют все соновные разделы традиционной традиционной формы кюев Западного Казахстана: бас буын, орта буын и сага.
Произведения Даулеткерея демонстрируют прогрессивные общественные взгляды, философию жизни, лирику времени, историю народа. Особенно ярко в его кюях отображаются картины природы и её красота. Всего за свою жизнь акын сочинил около сотни инструментальных произведений для домбры. По словам известного исследователя музыки Ахмета Жубанова племянник Даулеткерея Науша Бокейханов, живший в советское время, играл около 50 его кюев.
Это творечество Дулеткерея. В начале 40-х годов были созданы первые известные кюи Даулеткерея «Кыз Акжелен» и «Кос-алка́». Толчком к сочинению этих домбровых пьес послужили жизненные впечатления акына. В одном случае — встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой Акбала-кыз. Ей и посвящён кюй «Кыз-Акжелен». Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку. Александр Затаевич, записавший это произведение, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами».
Кюй «Кос-алка́» - одно из самых популярных произведений Даулеткерея. По мнению академика А.Жубанова, музыкальное содержание кюя передает мирное покачивание женских украшений во время ходьбы. Такому восприятию прежде всего ритм кюя, состоящий из равномерных восьмых и четвертей, а также плавные линии мелодии, складывающиеся на небольших восходящих и нисходящих интонационных попевок. Форма кюя традиционна, она состоит из нескольких разделов, в которых основная тема проводится в разных регистрах. В этом отношении кюй "Кос алка" можно считать монотематическим.
Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» настоящей элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности и, по характеру своих выспренных мелодических формул, как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов её развития».
Кюй «Жигер» был создан в годы тяжелого душевного кризиса. «Жигер» — произведение громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшее тревожный дух своего времени.
Кюй "Кудайша". Открываетс кюй традиционным вступительным материалом бас буын. На протяжении всего кюя вступительный материал повторяется несколько раз, разграничивая собой другие разделы формы. Основная тема представляет собой развернутое построение, состоящее из нескольких мелодических фраз, каждая из которых завершается ниспадающей интонацией.
Кюй "Кыз акжелен". Среди ранних сочинений Даулеткерея "Кыз Акжелен" - наиболее зрелое произведение. Кюй отличается удивительной мелодичностью, естественностью развертывания музыкального материала, совершенством формы. В кюе присутствуют все соновные разделы традиционной традиционной формы кюев Западного Казахстана: бас буын, орта буын и сага.
Произведения Даулеткерея демонстрируют прогрессивные общественные взгляды, философию жизни, лирику времени, историю народа. Особенно ярко в его кюях отображаются картины природы и её красота. Всего за свою жизнь акын сочинил около сотни инструментальных произведений для домбры. По словам известного исследователя музыки Ахмета Жубанова племянник Даулеткерея Науша Бокейханов, живший в советское время, играл около 50 его кюев.