О каких военных песнях есть упоминание в этой ?
Галия Пронина
Ярче и задушевнее нет
Песен далёких военных лет.
Они – как знамёна, они – как набат,
В бои за Отчизну шёл с ними солдат.
В священной войне поднялась наша рать
С фашистской проклятой ордой воевать.
Как колокол, песни звучали слова:
Вставай, поднимайся, родная страна!
И шёл наш солдат по дорогам войны,
Не зная преград, шёл и ночи, и дни,
Шёл, слёзы глотая, теряя друзей,
Шёл, землю Отчизну, детей.
А в тесной печурочке бился огонь,
И пела солдату в землянке гармонь.
Всем вьюгам назло пой, гармонь, говори
О милых глазах, негасимой любви!
Забыв о войне, замирали бойцы,
А в вальсе старинном вздыхали басы,
Под звуки гармоники каждый молчал,
О чём-то своём, дорогом вспоминал.
Забравшись подальше к себе в уголок,
Вот кто-то достал из шинели платок.
За синий платочек, что носит с собой,
Строчит пулемётчик в страде боевой.
Летит в дом родной треугольник письма,
Солдат написал: «Я вернусь, жди меня».
И он возвратился, из пепла восстал,
Он выжил, солдат, хоть сто раз умирал!
Нет, эти дороги забыть нам нельзя,
Остались в полях боевые друзья,
Где вороны кружат, где пыль да туман,
Да пули свистят, да разросся бурьян.
И пусть соловьи не тревожат солдат,
Пускай перед боем солдаты поспят,
Ведь завтра опять потечёт кровь рекой,
И будет последний, решающий бой.
За рощей в дыму догорает закат,
От взвода осталось лишь трое ребят.
В бессмертье шагнули погибшие те
На безымянной родной высоте.
По снежным сугробам в метели и град
Шли наши бойцы защищать Сталинград.
А сколько осталось лежать там навек,
Упав на горячий и пепельный снег!
Но вот, наконец, День Победы настал,
О нём каждый миг каждый воин мечтал.
И радость, и слёзы у всех на глазах,
Блестит седины белый снег на висках.
Объят тишиною Мамаев курган,
Жертвы войны похоронены там.
И вечно с главою поникшею мать
Упорно сыночка с войны будет ждать.
На братских могилах не ставят крестов,
К ним кто-то приносит букеты цветов.
Увы! Велика той Победы цена…
Ты жив, фронтовик? Так надень ордена!
Пусть нам журавлей белокрылых полёт
Напомнит о тех, кто уже не придёт.
У Бога молю я тишины,
Чтоб не было больше на свете войны.
Тревожнее и задушевнее нет
Песен далёких военных лет.
Они – как знамёна, они – как набат,
В бои за Отчизну шёл с ними солдат.
Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.
В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.
В XIX веке в связи с освоением сравнительно молодой фортепианной техники (со времени выступлений Моцарта – одного из первых, кто музицировал не только на клавесине, но и на фортепиано менее полувека) жанр фортепианного этюда был широко востребован. В год, когда была создана вторая тетрадь шопеновских этюдов, Шуман писал: «У многих обучающихся поникли бы крылья, если бы они увидели всю массу накопившихся до настоящего времени этюдных сочинений». Это были этюды Клементи, Черни, Крамера, Гуммеля, Риса, Кесслера, Мошелеса, Калькбреннера и многих других концертирующих пианистов–виртуозов XIX века.
Слова Аполлона Майкова
Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"
1860
«Стихотворения А. Н. Майкова», СПБ. 1872 г., ч. 2
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Из цикла «Новогреческие песни». Музыка Петра Чайковского (1873), В. И. Ребикова (вокальная сцена, 1892), Н. М. Ладухина (1895), Антона Аренского (1902), А. Г. Чеснокова (1907) и других (более 20) композиторов. Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная», «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар всех детских хоров.