На что мы обращаем внимание при прослушивании музыкального произведения? Что нам отличить одну песню от другой? Конечно же мелодия. Это одно из самых основных средств музыкальной выразительности, без которой музыка просто не может существовать. Мелодию нередко называют душой музыки. Я предлагаю разобраться, что это может означать.
Когда мы рождаемся, мы представляем собой чистый холст. У нас есть душа и оболочка, в которую она заключена, именуемая телом. И все, что происходит в нашей жизни - наше воспитание, события, радостные или печальные, встречи, чувства, эмоции, поступки - все влияет на нас, без этого мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. Все происходящее как бы нанизывается одно на другое, переплетается и складывается в наш характер, темперамент и увлечения.
Так же и с музыкой. Начиная с мелодии, композитор украшает ее: добавляет штрихи, динамические оттенки, новые ритмические фигуры... В итоге получается, с одной стороны, абсолютно та же мелодия, но с другой стороны, она преобразилась, приобрела силу, осмысленность, завершенность, из-за чего слушать ее становится интереснее.
Народная музыка древних римлян имела давние традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от греков. Как и в Греции, поэзия в Риме была тесно связана с музыкой. Оды Горация, эклоги Вергилия пелись. В трагедии вводили кантики (музыкальные вставки), исполняемые голосом или тибией (древнеримский инструмент типа флейты). В цирках и театрах выступали громадные хоры и оркестры. Богатые римляне содержали капеллы и оркестры. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других завоеванных областей. Пользовались успехом публичные концерты виртуозов. В капитолийских состязаниях участвовали певцы и музыканты, награждавшиеся лавровым венком. При дворе Августа славился певец Тигеллий, любимцем Калигулы был актер-певец Апеллес. При дворах Нерона и Адриана блистали своими композициями китареды Менкрат и Месомед Критский (критский музыкант 2 в н. э., сохранились 3 гимна Месомеда). Некоторым прославленным музыкантам ставились памятники, например, китареду Анаксенору. В высших кругах Рима, вплоть до императоров, был распространен музыкальный дилетантизм. На празднествах в честьВакха звучали кимвалы и другие ударные инструменты. Военные легионы располагалимощными духовыми оркестрами; в их составе были тубы (прямые трубы), букцины (изогнутые рога) и другие металлические инструменты. Внешняя помпезность, блеск, виртуозность, изощренность, изнеженность — типичные черты музыкального искусства императорского Рима.
На что мы обращаем внимание при прослушивании музыкального произведения? Что нам отличить одну песню от другой? Конечно же мелодия. Это одно из самых основных средств музыкальной выразительности, без которой музыка просто не может существовать. Мелодию нередко называют душой музыки. Я предлагаю разобраться, что это может означать.
Когда мы рождаемся, мы представляем собой чистый холст. У нас есть душа и оболочка, в которую она заключена, именуемая телом. И все, что происходит в нашей жизни - наше воспитание, события, радостные или печальные, встречи, чувства, эмоции, поступки - все влияет на нас, без этого мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. Все происходящее как бы нанизывается одно на другое, переплетается и складывается в наш характер, темперамент и увлечения.
Так же и с музыкой. Начиная с мелодии, композитор украшает ее: добавляет штрихи, динамические оттенки, новые ритмические фигуры... В итоге получается, с одной стороны, абсолютно та же мелодия, но с другой стороны, она преобразилась, приобрела силу, осмысленность, завершенность, из-за чего слушать ее становится интереснее.