Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости. Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента. Размер столба регулирует сам музыкант при сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях. На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.
Диапазон и регистры кларнета В формировании тембра большую роль играют высокие обертоны, придающие кларнету ясность звучания. Оркестровый диапазон – от ми малой октавы до соль третьей октавы. Диапазон кларнета
А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.
Диапазон и регистры кларнета
В формировании тембра большую роль играют высокие обертоны, придающие кларнету ясность звучания.
Оркестровый диапазон – от ми малой октавы до соль третьей октавы.
Диапазон кларнета
Объяснение:
М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)