Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи есть своя палитра оттенков.Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму,композицию.Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.Сегодня предлагаю звучащую живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма. И живописную музыку Чайковского.
Жил кот Мурлыка.
Ленивый был кот!
Острые зубы
И толстый живот.
pp (пианиссимо) всегда он ходил,
F (форте) настойчиво кушать просил
Да не mр (меццо пиано) на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
F (форте) крича. Он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе все мыши p (пиано) взмолились:
- Ох, пощади сделай милость!
Тут кот скомандовал ff (фортиссимо) им: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш
Мурлыка спал. Происходило вот что:
Мыши p (пиано) покинули норку,
F (форте) хрустя, съели хлебную корку,
Потом, mf (меццо форте) смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Мурлыка проснулся, f (форте) чихнул,
К стене повернулся, p (пиано) зевнул и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера f (форте) над ним потешались.