⦁ ПОСЛУШАЙТЕ два хора из оперы «Князь Игорь»: «Солнцу красному слава!» и «Улетай на крыльях ветра» (Файлы прикреплены)
⦁ Своим характером хор «Солнцу красному слава!» близок другому знаменитому хору из оперы русского композитора. ВСПОМНИТЕ ЭТОТ ХОР.
НАЗОВИТЕ ЭТУ ОПЕРУ и ЕЁ АВТОРА.
⦁ Рассмотрите три, приведённые ниже, репродукции картин. К какой из них в большей степени подходит понятие ФОРМЫ, а к какой – ДРАМАТУРГИИ? ПОЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ. (При выборе ответа, обращайте внимание на содержание первых слайдов материалов урока).
⦁ ……………..потому что…..
⦁ ……………..потому что……
⦁ ……………..потому что……
1.
2.
3.
Объяснение:
«Жизнь прожить, не поле перейти» - эта известная народная мудрость хорошо известна каждому человеку, ведь вступая во взрослую жизнь, у него всегда возникает много проблем и трудностей. Однако не всё так печально и на смену тёмным, несущим отчаяние и разочарование приходят светлые жизненные полосы, которые дарят удачу и радость. Так было и в судьбе великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова: его путь к славе оказался весьма тернистым.
Ещё будучи студентом консерватории, молодой музыкант привлёк к себе пристальное внимание, как талантливый пианист и композитор. Автор Концерта для фортепиано с оркестром, вокальных миниатюр и фортепианных композиций, в числе которых знаменитая «Прелюдия до-диез минор», спустя некоторое время стал любимцем публики. Дипломная работа Рахманинова — опера «Алеко», по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», так понравилась Петру Ильичу Чайковскому, что по его ходатайству была показана в Большом театре.
Окрылённый успехом, Рахманинов в 1895 году приступил к созданию своей Первой симфонии, на которую возлагал надежды приобрести известность не только у себя на родине, но и за её пределами. Однако всё случилась не так, как мечтал Сергей. Не оглушительный фурор, а полный провал ожидал Рахманинова в Петербурге 15 марта 1897 года после премьерного исполнения его нового сочинения. Александр Глазунов, не вникнувший в суть новаторского произведения, да к тому же в тот вечер не совсем трезвый, представил симфонию так, что реакция как слушателей, так и критиков была ужасающей. После такого психологического удара молодого композитора настигло не только сильное разочарование, но и глубокая депрессия. Рахманинова накрыло такое отчаяние, что для себя он решил, что с композиторским творчеством покончено, если не навсегда, то, по крайней мере, надолго.
Став невестой композитора, девушка ещё более старалась жениху справиться с его душевным расстройством. Она проявила упорную настойчивость и заставила Рахманинова посетить психотерапевта Николая Даля, который в то время в Москве считался лучшим специалистом в данной области. Курс лечения был настолько эффективен, что композитор вновь вернулся к творчеству и вскоре написал свой знаменитый Второй Концерт для фортепиано с оркестром. Однако даже после успешного премьерного исполнения нового произведения в октябре 1901 года Рахманинов ещё не до конца сбросил с себя гнёт душевного оцепенения, и только через полгода, накануне венчания с Наташей, он вновь почувствовал вкус к жизни и понял, что как никогда счастлив. В это время композитор, полностью уверовав в свою судьбу и творческое воскрешение, на поэтический текст Н.А. Некрасова «Зеленый шум» сочинил одночастную кантату «Весна», а затем в апреле - цикл из двенадцати вокальных миниатюр (ор. 21), в число которых вошёл романс «Сирень», написанный на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой. Этот шедевр рахманиновской лирики в январе 1903 года впервые исполнила Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника Михаила Врубеля. Вскоре романс «Сирень» стал настолько популярен, что его можно было назвать суперхитом начала «серебряного века», и в связи с этим через некоторое время композитор создал инструментальную версию вокальной миниатюры.
1. Опера - систематический вид исскуства, который объеденяет в себе: театр, драму (поэзию), сценическую игру, декорации (костюмы), музыку и хореографию.
2. Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх - четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух - трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.
3. Речитативы, ансамбли, хоры, арии, оркестровые эпизоды.
4. Речитатив - протяженное проговаривание, что приближается и к декламации, и к пению. Текстовой основой речитатива может быть как поэзия, так и проза. Различают виды речитатива: Сухой (secco) и аккомпанированный.
5. Либретто - литературный текст оперы, оперетты, кантаты, или оратории. Можно сказать, что на ней строилась опера, она была основой сюжета.
6. В среднем около трёх-четырёх.
7.
Композитор-автор музыки.
Артисты-певцы (им разучивать партии концертмейстеры) .
Хор под управлением хормейстера.
Поэт, писатель-автор литературного произведения.
Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т. п.
Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.
Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.
Артисты балета-балерины и танцовщики.
Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.
Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.
Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора ; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).