ЛЕТОМ 1885 -87г.г. ЧАЙКОВСКИЙ ОТДЫХАЛ В УСАДЬБЕ, О
КОТОРОЙ А.П.ЧЕХОВ НАПИСАЛ ТАК:"БАБКИНО - ЭТО ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ." ХОЗЯЕВАМИ УСАДЬБЫ БЫЛИ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ И МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА КИСЕЛЁВЫ.ЗДЕСЬ ЖЕ ЖИЛ ОТЕЦ ХОЗЯЙКИ УСАДЬБЫ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ БЕГИЧЕВ, УПРАВЛЯЮЩИЙ
МОСКОВСКИМИ ТЕАТРАМИ. (МЫ ПРИБЛИЖАЕМСЯ К САМОМУ ТРОГАТЕЛЬ-
НОМУ ПЕРИОДУ В ЖИЗНИ ПЕТРА ИЛЬИЧА.) В ДОМЕ БЕГИЧЕВЫХ ПОСТОЯННО СОБИРАЛИСЬ ЗНАМЕНИТОСТИ:И.С.ТУРГЕНЕВ. А.С.ДАРГО -
МЫЖСКИЙ, РУБИНШТЕЙН. ДАРГОМЫЖСКИЙ ДАВАЛ УРОКИ МУЗЫКИ
МАШЕ. ОН ПИСАЛ О НЕЙ:"ЕЁ КУДРЯВАЯ ГОЛОВКА, БОЛЬШИЕ ГРУСТ-
НЫЕ ГЛАЗАДЕТСКОЕ ЗАСТЕНЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА НЕВОЛЬНО
ПРИКОВЫВАЛИ ВСЕХ"
. НО ВЫЗЫВАЛИ НЕНАВИСТЬ МАЧЕХИ. ОНА УНИ-
ЖАЛА ПАДЧЕРИЦУ ПРИ ВСЕХ. МАША ВЫБЕЖАЛА ИЗ - ЗА СТОЛА.
ЧАЙКОВСКИЙ БРОСИЛСЯ ЗА НЕЙ...БЫЛ ВЕЧЕР. ШЁЛ ДОЖДЬ. ПОТО -
КИ ВОДЫ ОТДЕЛЯЛИ ИХ ОТ ВСЕГО МИРА...
ЧАЙКОВСКОМУ ВСПОМНИЛАСЬ ИХ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА. ЗНАКОМСТВО
ОСТАВИЛО ОЩУЩЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО. ЯРКОГО. НЕЖНОГО.
И ВОТ ВТОРАЯ ВСТРЕЧА. ОНИ СТАЛИ ВИДЕТЬСЯ ЧАСТО.
БРОДИЛИ ПО ПОЛЯМ. ХОДИЛИ В ЛЕС ПО ГРИБЫ. УДИЛИ РЫБУ.
ТАК ЛЕТО. А ОСЕНЬЮ ЧАЙКОВСКИЙ НАПИСАЛ "СЕНТИМЕН-
ТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС." ПОСЛУШАЙТЕ ЕГО, И ВЫ ПОЧУВСТВУЕТЕ ОЩУЩЕНИЕ СВЕТЛОЙ ГРУСТИ. УСЛЫШИТЕ ПЕНИЕ ПТИЦ, ПРЕДСТАВИТе
ЗОЛОТО ЛИСТЬЕВ НА ДОРОЖКАХ ПАРКА И МАШЕНЬКУ С ПЕТРОМ ИЛЬИЧОМ.
ОСЕНЬЮ ОН УЕХАЛ В ПЕТЕРБУРГ. ОТ МАШИ ШЛИ ПИСЬМА.
СНАЧАЛА ЧАСТО. ПОТОМ РЕЖЕ.
В ДЕНЬ СВОЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕРДЦЕ ЕГО ЖИЛО В ПРЕДЧУВСТ-
Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
ЛЕТОМ 1885 -87г.г. ЧАЙКОВСКИЙ ОТДЫХАЛ В УСАДЬБЕ, О
КОТОРОЙ А.П.ЧЕХОВ НАПИСАЛ ТАК:"БАБКИНО - ЭТО ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ." ХОЗЯЕВАМИ УСАДЬБЫ БЫЛИ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ И МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА КИСЕЛЁВЫ.ЗДЕСЬ ЖЕ ЖИЛ ОТЕЦ ХОЗЯЙКИ УСАДЬБЫ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ БЕГИЧЕВ, УПРАВЛЯЮЩИЙ
МОСКОВСКИМИ ТЕАТРАМИ. (МЫ ПРИБЛИЖАЕМСЯ К САМОМУ ТРОГАТЕЛЬ-
НОМУ ПЕРИОДУ В ЖИЗНИ ПЕТРА ИЛЬИЧА.) В ДОМЕ БЕГИЧЕВЫХ ПОСТОЯННО СОБИРАЛИСЬ ЗНАМЕНИТОСТИ:И.С.ТУРГЕНЕВ. А.С.ДАРГО -
МЫЖСКИЙ, РУБИНШТЕЙН. ДАРГОМЫЖСКИЙ ДАВАЛ УРОКИ МУЗЫКИ
МАШЕ. ОН ПИСАЛ О НЕЙ:"ЕЁ КУДРЯВАЯ ГОЛОВКА, БОЛЬШИЕ ГРУСТ-
НЫЕ ГЛАЗАДЕТСКОЕ ЗАСТЕНЧИВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА НЕВОЛЬНО
ПРИКОВЫВАЛИ ВСЕХ"
. НО ВЫЗЫВАЛИ НЕНАВИСТЬ МАЧЕХИ. ОНА УНИ-
ЖАЛА ПАДЧЕРИЦУ ПРИ ВСЕХ. МАША ВЫБЕЖАЛА ИЗ - ЗА СТОЛА.
ЧАЙКОВСКИЙ БРОСИЛСЯ ЗА НЕЙ...БЫЛ ВЕЧЕР. ШЁЛ ДОЖДЬ. ПОТО -
КИ ВОДЫ ОТДЕЛЯЛИ ИХ ОТ ВСЕГО МИРА...
ЧАЙКОВСКОМУ ВСПОМНИЛАСЬ ИХ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА. ЗНАКОМСТВО
ОСТАВИЛО ОЩУЩЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО. ЯРКОГО. НЕЖНОГО.
И ВОТ ВТОРАЯ ВСТРЕЧА. ОНИ СТАЛИ ВИДЕТЬСЯ ЧАСТО.
БРОДИЛИ ПО ПОЛЯМ. ХОДИЛИ В ЛЕС ПО ГРИБЫ. УДИЛИ РЫБУ.
ТАК ЛЕТО. А ОСЕНЬЮ ЧАЙКОВСКИЙ НАПИСАЛ "СЕНТИМЕН-
ТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС." ПОСЛУШАЙТЕ ЕГО, И ВЫ ПОЧУВСТВУЕТЕ ОЩУЩЕНИЕ СВЕТЛОЙ ГРУСТИ. УСЛЫШИТЕ ПЕНИЕ ПТИЦ, ПРЕДСТАВИТе
ЗОЛОТО ЛИСТЬЕВ НА ДОРОЖКАХ ПАРКА И МАШЕНЬКУ С ПЕТРОМ ИЛЬИЧОМ.
ОСЕНЬЮ ОН УЕХАЛ В ПЕТЕРБУРГ. ОТ МАШИ ШЛИ ПИСЬМА.
СНАЧАЛА ЧАСТО. ПОТОМ РЕЖЕ.
В ДЕНЬ СВОЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕРДЦЕ ЕГО ЖИЛО В ПРЕДЧУВСТ-
ВИИ ЧЕГО - ТО.
Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами