Рассмотрите фрески Дионисия Ферапонтова монастыря. Какие образы запечатлены на них? Какими художественными средствами художник воплощает идею таинственного духовного света?
Послушайте «Фрески Дионисия» Р. Щедрина. Какими звучностями композитор достигает живописности образов, умиротворения, неторопливого движения мысли, духовного движения к светлым идеалам человека?
Послушайте «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. В чём выражается единство музыкальных образов В. Кикты и Р. Щедрина?
Как вы понимаете смысл высказывания М. Глинки: «Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой». Приведите примеры музыкальных сочинений, к которым применимы эти слова.
Разучите и спойте в классе песни-притчи С. Копыловой, песни иеромонаха Романа. Какие мысли передают авторы слушателям и исполнителям своих песен?
ответ: новой ступенью в развитии романса является сентиментальная песня “стонет сизый голубочек” ф. дубянского на стихи и. дмитриева. здесь музыка удивительно сливается со стихом и дышит искренностью. “голубок” объединил интонации, ладовое своеобразие, приёмы сопровождения многих лирических песен, подняв всё это на значительную художественную высоту.
к концу xviii века россия узнала имя ещё одного талантливого создателя российских песен – ю. козловского. выходец из польши, он внёс в мягкие очертания своих песен стройную поступь полонезных ритмов, наполнил мелодику присущей польской музыке элегичностью и драматизмом. одним из его шедевров стал романс “прежестокая судьбина”.
с конца xviii века в россии процветает любительство как одна из форм художественной жизни. одним из композиторов-любителей был генерал-майор а. титов. генерал был автором нескольких бытовых опер, песен и романсов. его романс “кукла” звучит нередко в концертах и в наше время. а. титов избирает для своих произведений преимущественно декламационный характер мелодии, развивающейся последовательно от безмятежных начальных образов к драматической кульминации в конце. возрастает в его романсах и роль фортепианного сопровождения. создавая родственное сюжету настроение, оно как бы “окутывает” мелодию голоса. позже этот приём особенно ярко прослеживается в романсе “зимний вечер” м. яковлева на слова а. пушкина. м. яковлев тоже относится к музыкантам-любителям. работая в департаменте юстиции чиновником, он часто бывал на музыкальных вечерах в доме а. дельвига, на стихи которого написал свою “элегию”. искренняя, исповедальная поэзия а. дельвига обогатила романс, и его песни обрели в народе широкую известность.
на смену “российской песне” приходит жанр “ песни” - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. основателем этого направления был а. мерзляков. многие из его песен навеяны народными песнями, а некоторые фольклоризовались. самая знаменитая песня а. мерзлякова – “среди долины ” вышла в народ, как и многие другие “ песни”.
высшего расцвета жанр “ песни” достиг в творчестве двух поэтов: а. кольцова (“на заре туманной ”, “ах ты, степь ”) и н. цыганова (“не шей ты мне, матушка, красный ”, “что это за ”).
в начале xix века складывается бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей, стилистически близкий песне. творчество а. алябьева, а. варламова, а. гурилёва, п. булахова, а. дюбюка стало значительным явлением в музыке. огромная популярность песен и романсов этих композиторов была связана с чутким воспроизведением чувств и мыслей “среднего” человека.
объяснение:
ответ:
музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.
каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.
как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.