Реши кроссворд: По горизонтали:
2. Бетховен - венский
4. Новый инструмент, игрой на котором владел Бет-
ховен.
8. Увертюра Бетховена.
10. Город, в котором Бетховен прожил
жизни.
11. Событие, нашедшее в душе Бетховена горячий от-
клик.
12. Название одной из сонат Бетховена. 13. Известный композитор, у него Бетховен брал уроки.
53
По вертикали:
1. Опера Бетховена.
3. Соната Бетховена № 23.
5. Учитель Бетховена.
6. Жанр творчества Бетховена.
7. Место рождения Бетховена.
9. Недуг, трагедия жизни Бетховена.
13. Третья симфония Бетховена. 14. Название сонаты Бетховена № 14.
Ноктюрны ор. 37 (опубликованы в 1840 году) носят интимно-лирический характер. Контрасты мягкие, сглаженные, что не случайно, но отражает постепенный отход Шопена от бурной романтической драматургии второго периода его творчества.
Ноктюрн g-moll (сочинен в 1838 году). В первой теме пасторального характера ощутимы интонации украинского фольклора. Эта слегка элегическая „думка" чередуется с хоральной созерцательностью средней части. Приметны натурально-плагальные обороты (такты 13-15), вариационный орнамент при повторениях. Средняя часть — пример редкого у Шопена выдержанного четырехголосия (однако свободного по голосоведению). В конце — плагальность и мажорное Повсюду своеобразное сочетание с утонченностью.
Ноктюрн G-dur (сочинен в 1839 году). Очень образно противопоставление изящной, капризной кокетливости и ласковой сердечности. Всё это на фойе покачиваний баркарольного ритма. Форма ноктюрна рондообразна (с двумя темами). Характерна избыточная деструктивная модуляционность, изменчивая, как переливы воды, как смены быстро мелькающих ощущений: в соль мажоре — лишь небольшая (примерно одна седьмая) часть ноктюрна. В тактах 1-28 модуляционная „экскурсия" G—a—G—В—Des—es—Des—b—F—a—G—f... —любопытна симметрией своих ходов. Кроме того, в данном периоде отметим мелодизацию баса. Начало второй части с его плагальностью, диатоническим обыгрыванием квинты и характерными попевками весьма народно. Дальнейшее хроматическое движение С—Е и В—D (подход к В—D через „намеки" fis-moll и as-moll) очень выразительно томительной романтикой нарастаний.