Сольфеджио
билет №1
1. спеть гамму d dur
ум5(vii) с разрешением, ув4(iv) с разрешением 15/3 - s6/4 - t5/3 - d6/5 - t5/3
2. спеть выученный номер «краковяк»
(№117 сб. ж.металлиди, а.перцовская «сольфеджио 5 кл.»)
3.
3. чтение с листа №140
(сб. г.фридкин «чтение с листа на уроках сольфеджио»)
4. спеть от звука «см: 163 , 162 , 145 [66; 156/4 , -
билет №2
1.
l. спеть гамму d moll (гарм. )
ум7(vii) с разрешением, ув2(vi) с разрешением t5/3 - 86/4 - d6 d6/5 - t5/3
2. спеть выученный номер м. и. глинка «ты соловушка умолкни"
(№196 сб. а.варламова, л.семченко «сольфеджио 4 кл.»)
3. чтение с листа №255
(сб, а.барабошкина «сольфеджио. пение с листа»)
4. спеть цепочку от звука «h»: [14, 1м2 м3 [62: [156 , d6/5 dur]
билет №3
1. спеть гамму в dur
ум5(vii) с разрешением, ув4(iv) с разрешением t5/3 - d4/3 - t5/3 - s6/4 - t5/3
2. спеть выученный номер в. а. моцарт «маленькая ночная серенада»
(трансп. №126 сб. а.варламова, л.семченко «сольфеджио 4 кл.»)
3. чтение с листа №193
(сб. б. калмыков, г.фридкин "сольфеджио часть»)
4. спеть цепочку от звука ке»: 145 м3 , 44; 156/4 1d4/3 - moll
Балет невылупившихся птенцов. Фа мажор. Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.
Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo…»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.
Жорж Бизе начал работать над разговорной оперой «Кармен» в 1874 году. Премьера «Кармен» состоялась во Франции в Париже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере «Кармен»:
В повести, действительно, гибель Кармен есть лишь справедливое возмездие за все те преступления, на которые она наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила убить; здесь же (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина — в том, что она совратила с прямого пути склонного к любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истинный преступник — её убийца.Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни[1].
Именно такие рецензии создали «Кармен» огромную популярность. Только на сцене парижской Комической оперы и только в премьерный сезон не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее, «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену триумфальное шествие оперы «Кармен» по городам Европы, России и Америки. В 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский писал:
Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…
Опера «Кармен» и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений[2].
В 1967 году Родионом Щедриным с использованием музыкального материала оперы была написана «Кармен-сюита».