(специфическая манера интонирования: глиссандо, импровизационность изложения музыкальных тем, «игра» тембрами инструментов симфонического оркестра)
РАПСОДИЯ – это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий.
ДЖАЗ – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.
СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки.
Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.
Характерная история создания "Рапсодии в стиле блюз». Это произведение было написано композитором в кратчайший срок к специальному конкурсу «Что есть американская музыка?» и было, по свидетельству современников, исполнено с «нокаутирующим успехом». Чем можно объяснить такую быстроту создания большого симфонического произведения и его ошеломляющий успех? Очевидно, мысль о слиянии американского джаза и европейской музыки давно зрела в творчестве композитора. Понадобился толчок, чтобы она воплотилась в ярких музыкальных образах. Вот как об идее создания «Рапсодии в стиле блюз» вспоминает сам композитор:
«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это, возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом»
Повторное прослушивание. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершивна.
- Какая это музыка—лёгкая или серьёзная? (ответы обучающихся)
-Как вы считаете, в каком соотношении находятся в рапсодии элементы джаза и классической музыки: конфликтуют они, вытесняют друг друга или органично объединены? (ответы обучающихся)
- Назовите музыкальный жанр «Рапсодии в стиле блюз»? (Симфоджаз»)
Прослушивание. «Американец в Париже»,
Симфоническая поэма «Американец в Париже», концерт для фортепиано с оркестром, в которых он соединил классические традиции этих жанров с новым звучанием симфонического оркестра ( в него были введены саксафон, банджо), и характерные приемы джазовой музыки. Этот стиль стали называть симфоджаз.
Был написан фильм в 1951 году «Американец в Париже, основанный на одноимённом музыкальном произведении Джорджа Гершвина (1928).
Прочтите на стр. 42 два обзаца и ответьте на вопросы: 1. Сколько лет спустя была создана первая американская опера после создания в России оперы «Иван Сусанин»?
среди критиков разгорелись горячие споры. Одни горячо приветствовали идею композитора дать вторую жизнь музыке Бизе, другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного эксперимента.
Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты, получило мировое признание. Это транскрипция музыки Жоржа Бизе (транскрипция- переработка, переложение музыкального произведения). В одноактном балете Щедрина 13 номеров. Необычно, что из инструментов симфонического оркестра Щедрин использует только струнные и ударные, исключив духовые инструменты. Богатый набор ударных инструментов (их около 30) подчеркивает хореографичность музыки. Главных героев балета окружают не люди, как в опере, а «маски». Таким образом композитор нарисовал их чувства: страх, одиночество, неуверенность, тревогу. Одна из «масок» -бык символизирует собой трагическую судьбу героев.
Близость к ДЖАЗУ
(специфическая манера интонирования: глиссандо, импровизационность изложения музыкальных тем, «игра» тембрами инструментов симфонического оркестра)
РАПСОДИЯ – это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий.
ДЖАЗ – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.
СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки.
Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.
Характерная история создания "Рапсодии в стиле блюз». Это произведение было написано композитором в кратчайший срок к специальному конкурсу «Что есть американская музыка?» и было, по свидетельству современников, исполнено с «нокаутирующим успехом». Чем можно объяснить такую быстроту создания большого симфонического произведения и его ошеломляющий успех? Очевидно, мысль о слиянии американского джаза и европейской музыки давно зрела в творчестве композитора. Понадобился толчок, чтобы она воплотилась в ярких музыкальных образах. Вот как об идее создания «Рапсодии в стиле блюз» вспоминает сам композитор:
«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это, возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом»
Повторное прослушивание. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершивна.
- Какая это музыка—лёгкая или серьёзная? (ответы обучающихся)
-Как вы считаете, в каком соотношении находятся в рапсодии элементы джаза и классической музыки: конфликтуют они, вытесняют друг друга или органично объединены? (ответы обучающихся)
- Назовите музыкальный жанр «Рапсодии в стиле блюз»? (Симфоджаз»)
Прослушивание. «Американец в Париже»,
Симфоническая поэма «Американец в Париже», концерт для фортепиано с оркестром, в которых он соединил классические традиции этих жанров с новым звучанием симфонического оркестра ( в него были введены саксафон, банджо), и характерные приемы джазовой музыки. Этот стиль стали называть симфоджаз.
Был написан фильм в 1951 году «Американец в Париже, основанный на одноимённом музыкальном произведении Джорджа Гершвина (1928).
Прочтите на стр. 42 два обзаца и ответьте на вопросы: 1. Сколько лет спустя была создана первая американская опера после создания в России оперы «Иван Сусанин»?
2. как называется первая американская опера?
3. имя главного героя оперы?
Объяснение:
Пыталась кратко
среди критиков разгорелись горячие споры. Одни горячо приветствовали идею композитора дать вторую жизнь музыке Бизе, другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного эксперимента.
Но, как показала жизнь, этот эксперимент себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты, получило мировое признание. Это транскрипция музыки Жоржа Бизе (транскрипция- переработка, переложение музыкального произведения). В одноактном балете Щедрина 13 номеров. Необычно, что из инструментов симфонического оркестра Щедрин использует только струнные и ударные, исключив духовые инструменты. Богатый набор ударных инструментов (их около 30) подчеркивает хореографичность музыки. Главных героев балета окружают не люди, как в опере, а «маски». Таким образом композитор нарисовал их чувства: страх, одиночество, неуверенность, тревогу. Одна из «масок» -бык символизирует собой трагическую судьбу героев.
Объяснение: