Сравните "ярославна" б.и тищенко традиционные классическим . выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
Фуга состоит из 3-х частей - экспозиции, развития и заключения.
Голоса фуги называются так же, как голоса в хоре - сопрано, альт, тенор и бас.
Основным приёмом развития в фуге вообще является имитация основной темы в других голосах, и других тональностях. Имитация темы может быть зеркальной, обратной ("ракоход"), сокращённой или увеличенной. Если под словом "развитие" подразумевается средняя часть фуги, то в ней основной приём - "стретто" ("стретта"). Стретто - имитационное проведение темы в другом голосе (голосах), начинающееся до того, как закончилось проведение темы в основном голосе.
Ум. 7/7, или полное название - уменьшенный септаккорд седьмой ступени. "Септаккорд" - потому что крайние звуки образуют септиму. "Седьмой ступени" - потому что строится от VII ступени лада. Строится любой септаккорд так: берём первую ноту (в данном случае VII ступень) и откладываем три терции вверх. Давайте попробуем проделать это в гармоническом си миноре, имеющем при ключе два диеза - фа-диез и до-диез.
Итак, седьмая ступень ЛЯ-ДИЕЗ, плюс терция ДО-ДИЕЗ, плюс терция МИ, плюс терция СОЛЬ. Получилось ЛЯ-ДИЕЗ - ДО-ДИЕЗ - МИ - СОЛЬ. Как видим, крайние звуки ля-диез и соль образуют уменьшенную септиму в соответствии с названием "уменьшенный септаккорд". Разрешается Ум. 7/7 в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Ля-диез идёт в си, до-диез в ре, ми в ре и соль в фа-диез. Казалось бы, логичнее разрешить в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой, но тогда получаются параллельные квинты, что в классической гармонии считается ошибкой.
Всё вышесказанное относится и к М 7/7 - малому септаккорду седьмой ступени. Малым он называется потому, что его крайние звуки образуют малую септиму. Построим его в ми мажоре, имеющему при ключе 4 диеза: фа-диез, до-диез, соль-диез и ре-диез. Берём седьмую ступень и строим по терциям септаккорд: РЕ-ДИЕЗ - ФА-ДИЕЗ - ЛЯ - ДО-ДИЕЗ. Разрешение: МИ - СОЛЬ-ДИЕЗ - СОЛЬ-ДИЕЗ - СИ.
Фуга состоит из 3-х частей - экспозиции, развития и заключения.
Голоса фуги называются так же, как голоса в хоре - сопрано, альт, тенор и бас.
Основным приёмом развития в фуге вообще является имитация основной темы в других голосах, и других тональностях. Имитация темы может быть зеркальной, обратной ("ракоход"), сокращённой или увеличенной. Если под словом "развитие" подразумевается средняя часть фуги, то в ней основной приём - "стретто" ("стретта"). Стретто - имитационное проведение темы в другом голосе (голосах), начинающееся до того, как закончилось проведение темы в основном голосе.
Итак, седьмая ступень ЛЯ-ДИЕЗ, плюс терция ДО-ДИЕЗ, плюс терция МИ, плюс терция СОЛЬ. Получилось ЛЯ-ДИЕЗ - ДО-ДИЕЗ - МИ - СОЛЬ. Как видим, крайние звуки ля-диез и соль образуют уменьшенную септиму в соответствии с названием "уменьшенный септаккорд". Разрешается Ум. 7/7 в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Ля-диез идёт в си, до-диез в ре, ми в ре и соль в фа-диез. Казалось бы, логичнее разрешить в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой, но тогда получаются параллельные квинты, что в классической гармонии считается ошибкой.
Всё вышесказанное относится и к М 7/7 - малому септаккорду седьмой ступени. Малым он называется потому, что его крайние звуки образуют малую септиму. Построим его в ми мажоре, имеющему при ключе 4 диеза: фа-диез, до-диез, соль-диез и ре-диез. Берём седьмую ступень и строим по терциям септаккорд: РЕ-ДИЕЗ - ФА-ДИЕЗ - ЛЯ - ДО-ДИЕЗ. Разрешение: МИ - СОЛЬ-ДИЕЗ - СОЛЬ-ДИЕЗ - СИ.
Удачи!