Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.
В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.
В XIX веке в связи с освоением сравнительно молодой фортепианной техники (со времени выступлений Моцарта – одного из первых, кто музицировал не только на клавесине, но и на фортепиано менее полувека) жанр фортепианного этюда был широко востребован. В год, когда была создана вторая тетрадь шопеновских этюдов, Шуман писал: «У многих обучающихся поникли бы крылья, если бы они увидели всю массу накопившихся до настоящего времени этюдных сочинений». Это были этюды Клементи, Черни, Крамера, Гуммеля, Риса, Кесслера, Мошелеса, Калькбреннера и многих других концертирующих пианистов–виртуозов XIX века.
1)Утренняя молитва - духовная тема
2) Зимнее утро - тема природы
3) Игра в лошадки - тема радости и веселья
4) Мама - тема любви к родным
5) Марш деревянных солдатиков - военная тема
6) Болезнь куклы - тема волнения
7) Похороны куклы - тема скорби
8) Вальс - тема танцев
9) Новая кукла - тема радости о приобретении новой игрушки
10) Мазурка - тема танца
11)Русская песня - тема русской тематики
12) Мужик на гармонике играет - снова русская тематика
13) Камаринская - и опять тематика русская
14)Полька - тема танца
15)Итальянская песня - тема итальянских напевов
16)Старинная французская песня - французские напевы
17) Немецкая песня - немецкие напевы
18)Неаполитанская песенка - неаполитанские напевы
19)Нянина сказка - тема воспоминаний о детстве
20)Баба-Яга - тема русских сказок
21)Сладкая грёза - тема мечты
22)Песня жаворонка - тема природы
23)Шарманщик поёт - тема старинных напевов
24)В церкви - духовная тема
Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.
В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.
В XIX веке в связи с освоением сравнительно молодой фортепианной техники (со времени выступлений Моцарта – одного из первых, кто музицировал не только на клавесине, но и на фортепиано менее полувека) жанр фортепианного этюда был широко востребован. В год, когда была создана вторая тетрадь шопеновских этюдов, Шуман писал: «У многих обучающихся поникли бы крылья, если бы они увидели всю массу накопившихся до настоящего времени этюдных сочинений». Это были этюды Клементи, Черни, Крамера, Гуммеля, Риса, Кесслера, Мошелеса, Калькбреннера и многих других концертирующих пианистов–виртуозов XIX века.