Тема триместра: Музыкальный образ.
Тема урока: Лирические образы в музыке.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах (образ – художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках) – в их возникновении, развитии, взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадывается всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического рисунка, смена раздела почти всегда означает возникновение нового образа близкого по содержанию или прямо противоположного.
В музыке, как и человеческой душе, редко бывает только одна линия, одно настроение. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения. Маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития.
Композиторы, обращаясь к лирическому образу, нередко обращаются к музыкальной миниатюре. Лирическим произведением можно назвать произведения искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания. Музыкальные интонации в таких произведениях светлые, спокойные, возвышенные, благородные.
Одно из таких произведений – Прелюдия Сергея Васильевича. Рахманинова № 12. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе название, однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму..
Прочитайте строки из стихотворения Николая Михайловича Рубцова «Журавли», в котором пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей..
Вот летят, вот летят….Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Рассмотри картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и послушай Прелюдию С. В. Рахманинова, настраиваясь на лирический образ перечисленных произведений.
Вопросы и задания по теме урока.
1. Рассмотри репродукции картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья. Какая из них представляет собой малую, а какая – крупную форму? По каким признакам это можно определить?
2. Правомерно ли утверждение, согласно которому глубина и сложность художественного образа произведения зависят исключительно от его масштабов? Почему? Расскажи на примере картин «Юный нищий» и «Триумф Цезаря».
3. Можно ли считать, что Прелюдия С. Рахманинова относится к произведениям малой формы? Что об этом свидетельствует?
4. Как в музыкальном произведении может быть претворён лирический образ? Расскажи на примере Прелюдии С. Рахманинова.
5. Что в большей степени присуще художественному образу услышанной прелюдии – единство, перемены или контрасты.
6.Вспомни известные тебе произведения музыки, литературы, ИЗО, воплощающие лирические образы печали и прощания. При подготовке ответа используй возможности сети Интернет
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.
Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?
Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.
«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека».
(Из юридических актов XVII века.)
«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр.
Этот цикл посвящен памяти друга Мусоргского - художника и архитектора Виктора Гартман.
Через год после смерти Гартмана, по воле Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера.
Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.
Композитор хотел отобразить инструментальными средствами содержание картин, рисунков и архитектурных проектов своего друга.
Цикл состоит из 11 характерных пьес, а объединяет весь цикл - «Прогулка».
При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера.
В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается.
Сюжеты пьес разнообразны и характерны:
«Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в Лиможе» - бытовые картинки;
«Старый замок», «Катакомбы» - романтические.
Финальная пьеса «Богатырские ворота в Киеве» - музыкальная картина древнерусской жизни.