Подобные соответствия миропонимания двух великих современников – готфрида лейбница и себастьяна баха – поведут иного слушателя музыки еще по одному "обходному пути" к восприятию гармонии прекрасного. и если он после какого-нибудь концерта по аналогии с высказыванием лейбница внесет на поля своей программки концерта запись: " есть поэзия гармонии, вычислившая себя, но не умеющая высказаться в образах для души", – не будем искать в этой метафоре лишь своеволие фантазии. немало есть и других областей знания, откуда в час баховского концерта приходят сопоставления. у каждого слушателя – свои находки сердца и интеллекта в час звучания органных произведений баха. звуки органа вызывают и зримые и умозрительные поэтические картины. низвергаются лавины, взметается пламя, ведут спор небожители, борется добро со злом, парит возвышенное, страстями полнится земное, поют хоры, ведет исповедь сердце. вписываются в баховское музыкальное мироздание проявления самой жизни в ее вечном движении.
Драматургия оперы в своем воображении и мечтах автор создает то, что называет к. с. станиславский «жизнью человеческого духа». это комплекс и психических особенностей человека, его нравственное кредо[1], его сущность и особенность, индивидуальность. музыкальный драматург создает существование людей, их конкретную жизнь, включая , идейную, моральную, духовную неповторимость. композитор пишет на нотоносце[2] ноты — знаки, обозначающие звуки, которые, будучи исполнены певцами и оркестром, являют собою сочетание слова и музыки, предназначенное для театра. в дальнейшем театр будет искать этому сочетанию слова и звука соотношение с действием. собственно говоря, смыслу последних двух слов и посвящена наша книга, ибо это и есть «зачаток», начало зарождения оперного спектакля; от подхода и принципа сочинения этого сочетании и зависит будущий успех спектакля. но пока мы находимся еще только в области написанной композитором драмы, ее ориентации в , нравственном, идейном смысле. у композитора есть либретто — слова[3]. но как они будут пропеты персонажем? горячо, безразлично, грозно, нежно или вызывающе грубо? в либретто, предположим, указано простое действие: мужчина входит в комнату. а как входит? возбужденно-скандально врывается, широко распахнув дверь? или осторожно, крадучись? нюансов здесь множество, хотя цель прихода персонажа может быть единой — застать кого-то. своим художественным чутьем (театральным, отметим мы! ) композитор не только видит действие, совершающееся на сцепе, но и слышит его[4]. звуками описывает акт, видимое превращает в слышимое. отсюда рождается синтез действия и музыки. видимое и слышимое родились вместе, от одного источника — воображения композитора. видимое автор оперы описывает звуками и, того более, вскрывает его духовную сущность. всему этому в написанном звукоряде[5], которому соответствуют и слово (соответствует, как мы видели, под разным углом зрения) и поведение персонажа ( а также окружающая действительность, атмосфера и обстоятельства, в которых происходит действие, есть свое место. если композитор слышит характер персонажа, его действия. то он и описывает их музыкой. например, в опере н. а. римского-корсакова «царская грамота» есть лекарь- — бомелий. композитор изображает его жалким змеенышем, использующим в своих корыстных целях любую ситуацию, побуждения людей, их чувства, суеверия. изображает семью звуками, расположенными так, что, слушая их, представляешь что-то ползучее, скользкое, на что никак нельзя положиться, чему никак нельзя довериться. горем девушки, которая мучается от ревности, этот человек пользуется для своих мерзких помыслов: он обещает ей дать порошок, который погубит «разлучницу» но за это требует ее любви к себе. так вот, если проследить по всей опере эту «тему бомелия», эти семь нот, то мы услышим их в разном музыкальном обрамлении (ритм, темп, оркестровка, сила звука). мы слышим, как, с каким достоинством входит он в терем важного боярина, как потом прислушивается, соображает, хитрит, обманывает, торжествует. проклятый его порошок всыпают в кубок, который до дна должна выпить ничего не , невинная девушка. мы слышим страшные семь нот, когда всыпается порошок, когда подносится жертве, когда выпивается зелье и когда действует оно на человека. и каждый раз эти семь нот звучат по-разному. мы слышим их, они действуют на наши чувства и разум, мы следим за ними. это один из многочисленных примеров музыкальной драматургии. у композитора — музыкального драматурга есть множество способов влиять на воображение слушающего зрителя. то повтором музыкальных тем, то их столкновением, сопровождением или развитием, видоизменением. в опере р. вагнера «лоэнгрин» герой спектакля прибывает на землю, где царит несправедливость. он владеет чудесной непобедимой силой и может утверждать добро, пока не будет вынужден назвать свое имя. эта тайна у вагнера имеет свою музыку. но она звучит то грозно, , то жалобно, умоляюще, то горько, то возвышенно. это называется лейтмотив. он может характеризовать персонаж или явление, чувство или даже авторский взгляд на развитие событий. в «кармен» бизе есть «роковая» музыкальная тема. она неотступно сопровождает взаимоотношения двух главных действующих лиц — кармен хозе. и все время изменяется. не музыка, а характер ее звучания. то роковое предчувствие, то игривая шаловливость, то отчаяние, то нежная эта музыка не относится к кармен или хозе, это драматургическое проявление автора, его взгляд на отношения этих двух людей — направление наших эмоций на развитие трагедии. , разъяснение, заострение внимания, адресованное автором непосредственно тем, кто сидит в зрительном зале.