Отец Гайдна сочетал со своим ремеслом каретника обязанности приходского пономаря. У него был прекрасный тенор, он любил свой орган и вообще всякую музыку. В одно из странствий, столь часто совершаемых немецкими ремесленниками, он, очутившись во Франкфурте-на-Майне, научился там немного играть на арфе; по праздничным дням... он садился за арфу, а жена напевала. Рождение Иозефа, ничуть не нарушило привычек этой мирной четы. Маленький семейный концерт по-прежнему происходил каждую неделю, и мальчик, стоя перед родителями и держа в руках два деревянных бруска - один из них служил скрипкой, а другой - смычком, всегда аккомпанировал пению матери... Один из двоюродных братьев каретника по имени Франк, школьный учитель в Хаймбурге, однажды в воскресенье приехал в Рорау и присутствовал на концерте этого трио. Он заметил, что мальчик, которому едва исполнилось шесть лет, отбивает такт с поразительной уверенностью и точностью. Франк понимал толк в музыке; он предложил родителям взять ребенка к себе и обучить его атому искусству. Bак, он отправился в Хаймбург. Там он... разыскал у своего родственника два тимпана, нечто вроде барабанов... Франк, давая своему малолетнему родственнику, по выражению самого Гайдна, больше тумаков, чем лакомых кусочков, вскоре научил юного тимпаниста не только играть на скрипке и на других инструментах, но и понимать латынь и петь в местном церковном хоре, причем так, что ребенок стал известен во всей округе. Случайно к Франку заехал Рейтер, регент собора св. Стефана в Вене. Он подыскивал для своего хора мальчиков с хорошими голосами...
очность, чистота звуков, брио (блеск. - Прим. сост.), с каким мальчик пел, приводят регента в изумление; но более всего он восхищен красотой голоса. Он лишь заметил, что мальчик не делает трелей, и, смеясь, спросил его, почему это так. Тот пылко возразил: "Откуда вы хотите, чтобы я знал, как делать трели, когда мой дядя и тот не умеет?"... Он притягивает мальчика к себе, ставит между колен и показывает ему, как нужно быстро сближать два звука, задерживать дыхание и вибрировать язычком. Ребенок сразу же научился делать трели, причем очень чисто... Рейтер, само собой понятно, вернулся в Вену не один: с ним был и новый мастер трелей. В ту пору Гайдну было около восьми лет.
Отец Гайдна сочетал со своим ремеслом каретника обязанности приходского пономаря. У него был прекрасный тенор, он любил свой орган и вообще всякую музыку. В одно из странствий, столь часто совершаемых немецкими ремесленниками, он, очутившись во Франкфурте-на-Майне, научился там немного играть на арфе; по праздничным дням... он садился за арфу, а жена напевала. Рождение Иозефа, ничуть не нарушило привычек этой мирной четы. Маленький семейный концерт по-прежнему происходил каждую неделю, и мальчик, стоя перед родителями и держа в руках два деревянных бруска - один из них служил скрипкой, а другой - смычком, всегда аккомпанировал пению матери... Один из двоюродных братьев каретника по имени Франк, школьный учитель в Хаймбурге, однажды в воскресенье приехал в Рорау и присутствовал на концерте этого трио. Он заметил, что мальчик, которому едва исполнилось шесть лет, отбивает такт с поразительной уверенностью и точностью. Франк понимал толк в музыке; он предложил родителям взять ребенка к себе и обучить его атому искусству. Bак, он отправился в Хаймбург. Там он... разыскал у своего родственника два тимпана, нечто вроде барабанов... Франк, давая своему малолетнему родственнику, по выражению самого Гайдна, больше тумаков, чем лакомых кусочков, вскоре научил юного тимпаниста не только играть на скрипке и на других инструментах, но и понимать латынь и петь в местном церковном хоре, причем так, что ребенок стал известен во всей округе. Случайно к Франку заехал Рейтер, регент собора св. Стефана в Вене. Он подыскивал для своего хора мальчиков с хорошими голосами...
очность, чистота звуков, брио (блеск. - Прим. сост.), с каким мальчик пел, приводят регента в изумление; но более всего он восхищен красотой голоса. Он лишь заметил, что мальчик не делает трелей, и, смеясь, спросил его, почему это так. Тот пылко возразил: "Откуда вы хотите, чтобы я знал, как делать трели, когда мой дядя и тот не умеет?"... Он притягивает мальчика к себе, ставит между колен и показывает ему, как нужно быстро сближать два звука, задерживать дыхание и вибрировать язычком. Ребенок сразу же научился делать трели, причем очень чисто... Рейтер, само собой понятно, вернулся в Вену не один: с ним был и новый мастер трелей. В ту пору Гайдну было около восьми лет.