Вопросы к уроку 2-3 Симфоническая поэма «Родина радости». Оратория «Голос веков»
№
вопрос
ответ
1.
Год создания второй редакции поэмы «Родина радости»?
2.
Какое определение часто употребляют по отношению к поэме?
3.
Кто автор либретто оратории «Голос веков»?
4.
Сколько частей в оратории?
5.
Какая народная песня легла в основу третьей части оратории?
6.
Какова главная тема шестой части?
Разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке, в XVIII его ещё не существовало, и многие великие композиторы в том числе В.А. Моцарт и Ф. Шуберт.в той или иной мере отдали дань лёгким жанрам.
Лёгкая музыка, музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка формы. Родственные лёгкой музыке. явления представляют эстрадная музыка и салонная музыка. Как правило, произведениям лёгкой музыки свойствен весёлый, жизнерадостный характер. Охватывает большой диапазон жанров — от танцев, маршей, песен до инструментальных рапсодий, сюит, попурри, фантазий на популярные темы, а также оперетт. В большей или меньшей степени лёгкой музыке отдали дань многие крупнейшие композиторы В. А. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). Классические образцы лёгкой музыки. созданы в 19 в. И. Ланнером, отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом и др. Видное место она занимает в современной музыкальной жизни. Широкое рас получила джазовая лёгкая музыка. В СССР и др. социалистических странах придаётся большое значение художественным качествам лёгкой музыки,которая занимает значительное место в музыкальном быту и служит культурно-развлекательным и задачам. Советские композиторы стремятся в области. лёгкой музыки творчески развивать лучшие традиции этого жанра, а также народного песенно-танцевального искусства.
Серьезная музыка тяжело воспринимается неподготовленным
слушателем. Там мелодия идет в постоянном развитии, иной раз меняясь
до не неузнаваемости. Она требует серьезного отношения. работы,чувств и мысли.
«Слишком много музыки»! Музыка на улице, в кафе, на вокзале, на танцплощадке, в кино, в парке, в поезде, на пароходах, в самолетах …
Музыка окружает как воздух, проливается как ливень, грохочет гром, окутывает как туман. Легкую музыку мы можем услышать почти везде, а наслаждаться серьезной музыкой только на культурных мероприятиях.
Музыку можно слушать по-разному : как ресторанный фон, как танцевальный шум, как оглушающий «звуковой наркотик»…
В легкую музыку не обязательно вслушиваться и вдумываться, а в серьёзную наоборот.
Иногда складывается ложное впечатление какую музыку слушают разные люди из-за их внешнего вид. В книге по музыке «Любимые и другие» есть статья, которая называется «Брно. Мотоциклы у собора» вот отрывок из нее: « Могуче и гордо звучит орган.
Как они слушают эту музыку, эти неверующие!
Лица девушек в брюках озарены каким-то светом, вдохновенны и благородны, а парни серьёзны и склонили головы. Музыка будто сделала их рыцарями – неважно, что они не в латах, а в джинсах…»
Мы считаем, что каждый человек должен слушать серьёзную музыку и расширять свой внутренний мир. У каждого должна быть любимая музыка. В некоторых больница в истории болезни уже появилась графа: «Любима музыка». Любимая музыка снимает нервное напряжение, возвращает душевное равновесие, «обезболивает душу». Часто это условие для выздоравливания тела.
Как пример серьезной музыки мы можем рассмотреть произведение Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) (приложение 1) «Ave Maria» и произведение Сергея Васильевича Рахманинова (1873 - 1943 г)
Написана для подвійного складу симфонічного оркестру із включенням контрафаготу і трьох тромбонів. Тривалість — близько 35 хв. Присвячена другу і меценату Бетховена, сину останнього гетьмана України, графу Андрію Розумовському.
Симфо́нія № 5 ор. 67 Л. Бетховена, до мінор, завершена 1808 року. Складається з 4-х частин:
Allegro con brio, написана в сонатній формі. Темп Allegro con brio означає «швидко, з вогнем». Частина відкривається так званою «темою долі» — мотиву з чотирьох нот, що повторюється двічі, вдруге — одним ступенем нижче. Це основний мотив, з якого виросли всі інші теми частини.
Andante con moto, повільна. Глибокі роздуми про щось серйозне, значне. Написана у формі варіацій на 2 теми.
Scherzo: Allegro (у перекладі з італійської — «жарт»). Музика цієї частини за настроєм повертає нас до першої частини. Третя і четверта частини симфонії звучать одна за одною без перерви. Це єдиний приклад у симфонічній музиці довгого і безупинного crescendo від PP до FF початку фіналу)
Allegro. Фінал. Звучить святково, переможно. Написаний у формі сонатного алегро.