« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано - сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году. Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано - сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».