Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этюды-картины» С.Рахманинова и др.).
Посмотрите какую эволюцию прощел этюд – как вы думаете, с чем это связано?
Послушайте и определите основную мысль этого произведения. (Этюд №12 революционный Шопен)
Почему его назвали революционным? Какие качества характера человека предполагает революционное выступление? Как это показал в музыке композитор?
(письменно ответить на во могут ли разные исполнители исполнять этот этюд,что поменяется,если разных пианистов?
Цели:
Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Раскрыть через художественный образ общечеловеческую тему добра и зла.
Задачи:
Научить анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов.
Развивать творческие и мышление учащихся.
Формировать позитивное отношение к классической музыке.
Изобразительный ряд урока: В.М.Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами».
Музыкальный материал к уроку:
Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:
– Речитатив и ария Руслана из II действия;
– Марш Черномора
Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа
Учитель: Здравствуйте. Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?
Дети: Пушкину.
Учитель: Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.
Учитель: Какими качествами нужно обладать, чтобы победить зло и несправедливость?
Дети: Мужеством, бесстрашием.
Учитель: Можно ли передать эти качества в музыке?
Дети: Да.
Учитель: Какая на ваш взгляд должна быть эта музыка?
Дети: Маршевая, энергичная, решительная.
2. Речитатив и ария Руслана
Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?
Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»
Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?
Дети: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен. Об этих чертах можно судить по маршевым интонациям, мажорному ладу.
Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.
– Какие качества ещё важны для героя?
(Слушают «О поле, кто тебя усеял…»)
Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?
Дети: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.
Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.
(Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость»)
Дети: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.
Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?
Дети: Музыка понять настроение Руслана, его чувства.
Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.
(Учащимся предлагается видеоряд, из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки)
Учитель: Руслан изображён в опере не только как Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.
3. Марш Черномора
Учитель: Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?
Дети: Черномор
Учитель:
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
– Попробуйте составить музыкальный портрет Черномора, опираясь на эту характеристику.
Дети: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.
Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите какой жанр он для этого выбирает?
Слушают Марш Черномора
Дети: Для характеристики образа Черномора М.И. Глинка выбирает жанр марша.
Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку.
– Удобно вам было маршировать?
Дети: Нет, было неудобно; мешали резкие акценты, и хотелось, как бы прихрамывать.
Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?
Дети: По звучанию колокольчиков.
Исполнение марша с бубнами и треугольниками.
Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».
4. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
5. Задание на дом
– Подумайте на досуге, может ли музыка сделать человека добрее? До свиданья.
Объяснение:
А если хочешь написать песню, то возьми любую тональность. Давай До-мажор.
T53 - До, Ми, Соль.
D43 - Ре, Фа, Соль, Си.
T53 (полное разв.) - До, Ми, Соль, До.
D64 - До, Фа, Ля.
T64 - Соль, До, Ми.
S53 - Фа, Ля, До.
T64 - Соль, До, Ми.
D7 - Соль, Си, Ре, Фа.
T3 - До, До, До, Ми.
Т - это тоника, строится она на 1 ступени лада.
S - это субдоминанта, которая строится на 4 ступени лада.
D - это доминанта, которая строится на 5 ступени лада.
Частица "Суб" - означает ПОД. Субдоминанта под доминантой.
D7 - Это Доминантсептаккорд. Строится он на Доминанте, естественно на 5 ступени лада. Состоит он из Б53 и м3. Или 2 большие терции и одна малая.
D43 - Тоже относится к доминантсептаккорду, но строится он на 2 ступени лада. Состоит он из М3, Б2, Б3.
Теперь давайте перейдём к функциям.
35 - Это терцовое трезвучие, которое состоит из терции. На T - он строится на 1-ой ступени, На S - строится на 4, На D - строится на 5.
6 - Это секстаккорд.
T6 - Ми, Соль, До. (в до-мажор)
S6 - Ля, До, Фа. (в до-мажор)
D6 - Си, Ре, Соль. (в до-мажор)
64 - Это квартсекстаккорд. Он схож с секстаккордом, нижний звук (бас) возьмём любое, тонику, например. В До-мажоре это нота "Ми". И ты её просто переносишь на чистую октаву вверх. И получается у тебя вот что:
T64 - Соль, До, Ми.
S64 - До, Фа, Ля.
D64 - Ре, Соль, Си.
(Кстати, запомни на всякий случай. T64 - ещё называют и K64. K64 - это кадансовый квартсекстаккорд. Он строится ТОЛЬКО на 5, и не изменяется он. Он схож с Тоническим Секстаккордом.)
T3 - Это неполное трезвучие, или же просто "ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ". D7 всегда разрешается в T3. И нижняя нота в T3 (бас) будет утроена. То-есть в До-мажоре это будет так: До, До, До, Ми.