Жанр камерно-інструментальної музики, п’єса мрійливого характеру- Жанр хорової музики, твір для хору солістів та симфонічного оркестру- Жанр камерно-вокальної музики, твір урочистого характеру- Жанр камерно-інструментальної музики, невеличка п’єса задумливого характеру- Музичний знак-«буква»- Музично-театральний жанр ,в якому зміст передається за до танцю- Польський композитор, автор багатьох фортепіанних творів- «Не струмок йому ім’я ,а море»-так сказав про НЬОГО великий Бетховен- Скрипаль-віртуоз, гітарист ,італійський композитор- Автор «Чарівної флейти», австрійський композитор- Сучасний стиль музики- Музична характеристика головного героя в опері, пісня в опері- П’єса-вправа для розвитку біглості пальців, жанр камерно-інструментальної музики- Багатоголосся- Раніше, це твір не був самостійним музичним твором, а вступом до опери чи симфонії- Нота звукоряду- Він буває мажорним чи мінорним- Жанр камерно-інструментальної музики, одноголосна п’єса для скрипки віртуозного зарактеру-
Глинка далеко не случайно согласился взять для своей оперы именно этот сюжет. Известна фраза из его “Записок”: “Сцена в лесу (т. е. сцена самого убийства Сусанина – Н. З. ) глубоко врезалась в моём воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского”.8
Работа над оперой началась уже в декабре 1834 года. Первоначально предполагалось, что автором либретто будет сам В. А. Жуковский, однако последний из-за занятости вскоре был вынужден отказаться от работы над либретто. По рекомендации Николая I,в авторы либретто был предложен Е. Ф. Розен, секретарь наследника Александра Николаевича, по выражению М. И. Глинки – “усердный литератор из немцев”.10
Работа над созданием оперы шла на протяжении всего 1835 и в первой половине 1836 годов. Первые репетиции её начались весной 1836 года в Александринском театре, важную роль при этом, как уже писалось, сыграл маститый Катарино Кавос, автор первой оперы о Сусанине. В ходе создания опера несколько раз меняла своё название. Первоначально самим композитором она была названа “Иван Сусанин”, но, по-видимому, это было рабочее название, под которым она не могла попасть на сцену, чтобы не создалось путаницы с оперой К. Кавоса. На завершающем этапе работы опера получила название “Смерть за царя”. Когда опера была закончена, М. И. Глинка обратился за позволением посвятить её Николаю I. Посвящение первой русской оперы на такой значимый и важный сюжет было благосклонно принято, и одновременно утверждён окончательный вариант её названия – “Жизнь за царя”.11
Премьеру оперы приурочили к открытию петербургского Большого театра, * не столь давно пострадавшего от пожара. Она состоялась 27 ноября 1836 года.
В опере М. И. Глинки и Е. Ф. Розена последовательно излагалась “царская” версия подвига Сусанина. Действие оперы происходило весной 1613 года, а среди её главных героев, наряду с Сусаниным, в Антонидой и Богданом Собининым, был введён и вымышленный персонаж – приёмыш Ваня, которому авторы доверили роль гонца, отправленного Сусаниным к Михаилу Федоровичу с предупреждением о грозящей последнему опасности.
Сюжет, музыка, величественный финал с его гениальным “Славься” не могли не произвести впечатления на первых зрителей оперы. М. И. Глинка позднее вспоминал про этот вечер: “Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес.
Так Сусанин стал героем первой русской национальной оперы, императорский Петербург окончательно принимал его в число своих героев. Разумеется, опера Глинки подавалась и воспринималась в то время не просто как явление искусства, ей придавался и немалый политический смысл в духе официальной народности. 14
Но при всех, видимо, неизбежных изъянах именно опера М. И. Глинки – гуманистическая, истинно русская и по-настоящему патриотичная – сделала имя Сусанина широко известным в России, воистину обессмертив его. Если честно, я нашла это в интернете.