Несмотря на жанровое определение "симфония-действо", в "Перезвонах" главенствующую роль играет человеческий голос. Из инструментов там встречаются лишь духовые и ударные.
"Весело на душе" - часть для хора и ударных. С начала и на протяжении почти всей части звучит напряженная игра на барабанах, что в совокупности с повторяющейся фразой "весело на душе" становится причиной некоторого диссонанса для слушателей. Также контраст создают разнохарактерные строки. Например, в отрывке:
"Горько заплакали,
Весело на душе,
Слёзы закапали,
Весело на душе."
Несмотря на простую мелодию, эта часть динамична, а контраст, упомянутый выше, заставляет только сильнее вслушиваться в слова, ожидая, что же будет дальше.
"Вечерняя музыка" - вокализ, исполняемый хором. Произведение программное, поэтому несмотря на отсутствие слов понятно, о чем эта композиция. Перед нами предстает образ прохладного вечера и природы, отходящей ко сну. Слышно неторопливое дуновение ветерка, стрекотание кузнечиков, мирный шелест листвы. Музыка неторопливая, звуки перетекают из одного в другой, а многоголосие придает общей картине объем и глубину. Музыка этой части дарит ощущение умиротворения, некоей возвышенности и спокойствия.
"Молитва" , центр всей симфонии-действа. Размеренный звон колоколов, вокализ хора, на фоне которого звучит текст "Поучения" Владимира Мономаха. Чтец пытается донести до слушателей мысль о том, что справедливость восторжествует, а грешников ждет Божья кара, призывает творить добро. Голоса хора то по хроматизму скользят вниз, либо оглушительно восклицают, описывая состояние чтеца от подавленности до ликования.
Все три части производят огромное впечатление на слушателя и, по моему мнению, являются центральными во всей симфонии-действе.
Несмотря на жанровое определение "симфония-действо", в "Перезвонах" главенствующую роль играет человеческий голос. Из инструментов там встречаются лишь духовые и ударные.
"Весело на душе" - часть для хора и ударных. С начала и на протяжении почти всей части звучит напряженная игра на барабанах, что в совокупности с повторяющейся фразой "весело на душе" становится причиной некоторого диссонанса для слушателей. Также контраст создают разнохарактерные строки. Например, в отрывке:
"Горько заплакали,
Весело на душе,
Слёзы закапали,
Весело на душе."
Несмотря на простую мелодию, эта часть динамична, а контраст, упомянутый выше, заставляет только сильнее вслушиваться в слова, ожидая, что же будет дальше.
"Вечерняя музыка" - вокализ, исполняемый хором. Произведение программное, поэтому несмотря на отсутствие слов понятно, о чем эта композиция. Перед нами предстает образ прохладного вечера и природы, отходящей ко сну. Слышно неторопливое дуновение ветерка, стрекотание кузнечиков, мирный шелест листвы. Музыка неторопливая, звуки перетекают из одного в другой, а многоголосие придает общей картине объем и глубину. Музыка этой части дарит ощущение умиротворения, некоей возвышенности и спокойствия.
"Молитва" , центр всей симфонии-действа. Размеренный звон колоколов, вокализ хора, на фоне которого звучит текст "Поучения" Владимира Мономаха. Чтец пытается донести до слушателей мысль о том, что справедливость восторжествует, а грешников ждет Божья кара, призывает творить добро. Голоса хора то по хроматизму скользят вниз, либо оглушительно восклицают, описывая состояние чтеца от подавленности до ликования.
Все три части производят огромное впечатление на слушателя и, по моему мнению, являются центральными во всей симфонии-действе.
Объяснение:
Подробнее
библиотека
материалов
Открытый урок по музыке в 7 классе,
«Гений ХХ века. Д.Д.Шостакович.Седьмая симфония и Блокада Ленинграда».
Цель урока:
Развитие интереса учащихся к музыке ХХ века и её создателям, к истории ХХ века.
Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи.
Задачи урока:
Познавательные:
Факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича
Факты истории Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда
Закрепить понятия: контраст, симфония, вариации, сонатный цикл
Развивающие:
Развитие навыков анализа музыкального произведения
Развитие вокально-хоровых навыков
Воспитательные:
Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине, глубокого его осознания на примере произведений мирового искусства.
Оборудование урока:
Мультимедийная установка
Презентация «Гений ХХ века. Д.Д.Шостакович. 7-ая симфония и Блокада Ленинграда.»
Музыкальный центр
Фортепиано
Записи музыкальных произведений Д.Д.Шостаковича
Таблицы, тесты на столах.