1. Экономика как наука Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономика как наука»?
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основной проблеме экономической науки,
- одно предложение, раскрывающее сущность любого уровня анализа в экономической теории.
2. Экономические ресурсы
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о черте экономических ресурсов,
- одно предложение, определяющее основные факторы производства.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о видах экономических ресурсов,
- одно предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов.
3. Собственность
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о правах собственника,
- одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.
социальная позиция, связанная с определенными правами и обязанностями называется социальным статусом. совокупность социальных статусов образует социальную структуру общества.
какие бывают статусы:
- приписанный (данный от рождения - пол, цвет кожи, раса, титул)
- приобретенный, достигнутый (остается навсегда, становится частью личности, ее социальной роли, определяя ее намерения,
- социальный. это положение, которое человек занимает как представитель большой социальной группы (гражданин россии, православный или буддист и т.п.)
- личный (положение человека в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам: лидер, отверженный и пр.)
- главный, по которому его выделяют окружающие (президент, ребенок, учитель, рок-звезда, преступник и т.п.)
чем динамичнее общество - тем больше достигаемых статусов, чем больше достигаемых статусов, тем общество считается демократичнее! в разных ситуациях (например, на службе и в семье) более важное значение будут иметь различные статусы (на службе - статус директора, дома - статус мужа и отца).
социальная роль - ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.
совокупность ролей, соответствующих данному статусу - называется ролевым набором. различные люди, обладая одним и тем же статусом (мать, студент, офицер), могут вести себя по разному (в силу особенностей своего воспитания, привычек, ситуации, понимания своей роли и т.е. могут иметь различные модели ролевого поведения. процесс усваивания ролей - значительная часть процесса социализации.
социальные роли существенно отличаются друг от друга и могут быть описаны с пяти характеристик (парсонс):
- способ получения (приписанный, завоеванный);
- эмоциональность (от чиновника «при исполнении» и от члена семьи - разные
ожидания);
- масштаб, или ограниченность определенными аспектами взаимодействия людей
(врач/пациент - узки, мать/ребенок - значительно шире)
- формализация (в семье мала, на службе велика, зависит от статуса)
- мотивация - разные роли обусловлены разными мотивами. для одних -деньги,
для других
индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. отношения, в которые вступают люди, как носители определенных статусов и ролей, называют социальными отношениями. например, руководитель и подчиненный (социальные роли) могут относиться друг к другу с симпатией – т.е. иметь хорошие личные отношения. но если подчиненный плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует своему статусу, то руководитель, в соответствии со своим статусом и социальной ролью, должен его уволить.
ролевые ожидания могут быть формальными (“писанными” - законы, инструкции) и не формальными (“не писанными” - поведение за столом, стиль одежды). реакции окружающих на наши поступки, не соответствующие ролевым ожиданиям, также можно классифицировать на формальные (штраф, увольнение) и не формальные (строго посмотрят, пальчиком погрозят, не пригласят больше в
в обществе (в организации, в группе) всегда есть система санкций (поощрений - наказаний), которые подкрепляют правила, показывают, какое поведение является уместным в данной ситуации. эта система санкций, лиц и групп их осуществляющих, называется социальным контролем.
поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций (в семье, у друзей, на работе), между ролями возможны конфликты.
ролевой конфликт - это конфликт в голове или душе одного человека, и связан он с необходимостью удовлетворять требованиям 2-х и более ролей.
ролевая напряженность - конфликт между различными аспектами одной и той же роли (например, от учителя одновременно ждут и теплоты и твердости). это обычные явления в развитом обществе. решаются посредством выбора в пользу одной роли, разведения времени или места реализации ролей, шутки (сочетания дружелюбия и неодобрения) и т.п. это может быть и весьма нелегким решением.