№ 1. Прочитайте текст из статьи Т.Н. Кочкаевой «Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования» «…Образование в пределах временного горизонта до 2025 года должно обеспечить значительные… сдвиги, условия для формирования человека как целостной личности, адекватной мотивам творческого самовыражения. …Отсюда необходимость нового содержания образовательных технологий, иные отношения, иное поведение людей…
Отечественная система образования является важным фактором сохранения достойного места России в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Потенциал образования необходимо в полной мере использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных религиозных конфессий».
ответить на вопросы и выполнить задания.
1) Поясните авторскую мысль о том, что образование должно обеспечить условия для формирования целостной личности.
Объясните, как вы понимаете термин «целостная личность»?.
2) Каким образом отечественная система образования международному имиджу России? Выскажите свои соображения.
3) Поясните термин «консолидация общества». Поясните, каким образом можно использовать потенциал образования для консолидации общества?
4) Как вы думаете, так ли уж необходимо в России равноправие национальных культур и религиозных конфессий? Свою точку зрения подкрепите аргументами.
№ 2. Прочитайте текст из статьи Г. К. Чернявской «Личность: проблемы самореализации».
«Общий упадок нравственных устоев в современной жизни неизбежно ведёт к невосполнимому ущербу для самореализации человека, особенно молодого. Только ясное понимание того, где кончается добро и начинается зло, может стать необходимым условием самореализации.
Каждому человеку необходимо уметь улавливать подвижную границу между добром и злом. Разумеется такую границу найти только тот, кто обладает твёрдыми моральными убеждениями и чётким представлением о добре и зле.
Одна из важнейших функций морали – быть средством саморегуляции поведения индивида, его самовоспитания и становления. Вот почему внутренним условием самореализации выступали и будут выступать нравственные принципы человека… Мораль в этой функции воздействует на человека двояко. С одной стороны, она предупреждает его о возможной реакции общества на его поступки, с другой – действует на совесть индивида, влияя таким образом на его нравственный выбор».
ответить на вопросы и выполнить задания.
1) Что, по мнению автора, является необходимым условием самореализации?
2) Как, по мнению автора, мораль воздействует на человека?
3) Автор утверждает, что «внутренним условием самореализации выступают нравственные принципы человека». Приведите примеры нравственных принципов.
4) Автор в своей статье говорит лишь об одной функции морали. Неужели других функций морали не существует? Если «нет», то обоснуйте свой ответ.Если «да», то приведите примеры других функций морали.
№ 3. Прочитайте текст из работы Б. Рассела.
«Религия и наука – два аспекта общественной жизни. …Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя.Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным…
С наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства… Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от науки людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: церковь, вера, кодекс личной морали. …Все три элемента… существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение.
ответить на вопросы и выполнить задания.
1) Каким образом автор объясняет важность науки в жизни общества?
2) Каким образом автор объясняет важность религии в жизни общества?
3) Назовите «три великие исторические религии». Приведите положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующее положение).
4) Автор в своей работе утверждает, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных». Как понимать мысль относительно «революционных взглядов учёных»?
Согласны ли вы с высказанной автором идеей? Свой ответ обоснуйте.
1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.