Что общего и в чём различие между политикой и моралью? Дилемма «политика- мораль»: совместима ли политика с нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственной? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе? Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:
1.Единство политики и морали (морализаторский подход).
Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль - частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и всё, что является нравственным злом, является злом и в политики. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным.
2. Политика и нравственность несовместимы.
Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль - сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредствам добровольного соблюдения ими определённых правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражается интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».
3. Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.
М. Вебер «примирял» мораль и политику путём разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?
Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорически императив И. Канта: «Поступает так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.
По горизонтали: 6. Официальная проверка. 7. Плата за пользование средствами, ссужаемыми банком. 8. Часть зарплаты, выданная вперед. 9. Сумма, предоставляемая на условиях возврата. 12. Трудовой договор между нанимателем и работником. 14. Обязательный платеж в бюджет. 16. Лицо, заключающее договоры от имени и по поручению страховой компании. 17. Дополнительная, поощрительная заработная плата. 19. Денежное взыскание. 20. Деятельность по консультированию в области предпринимательства. 22. Специальный государственный орган, производящий досмотр товаров. 25. Обмен продуктов труда посредством денег. 26. Независимая проверка достоверности финансовых показателей предприятия.
По вертикали: 1. Катастрофический спад производства, переходящий в его развал. 2. Мера воздействия на нарушителя договора. 3. Зарплата служащих. 4. Лицо, заключающее сделки для получения прибыли только от изменения цен. 5. Бумажный денежный знак. 10. Стоимость одного часа работы. 11. Форма объединения предприятий, сохраняющих свою юридическую самостоятельность. 13. Долговое обязательство. 15. Пропаганда товара. 18. Осуществляемая компаниями система мероприятий по изучению рынка. 21. Форма хранения денежных средств. 23. Металлический денежный знак. 24. Вид налогового сбора.
Ну вобщем как то так) удачи