Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. По мнению современных ученых, аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVIII — начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории[1].
В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития, в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав? Для раскрытия темы необходимо ответить на эти вопросы.
Целью данного исследования является выявление роли науки в эпоху научно-технической революции.
Для этого необходимо решить ряд задач:
— определить понятие и сущность научно-технической революции;
— выявить ее характерные черты;
— проследить основные этапы развития научных знаний;
— проанализировать основные научные достижения и их применение в различных отраслях производства.
1. Понятие научно-технической революции, и ее характерные черты.
Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил. Данный процесс основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX века.
В развитых странах мира ныне научно — технический прогресс принял революционную форму. Два потока — техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.
Вопрос о сущности научно-технической революции является одним из наиболее спорных вопросов. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие — к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи — к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые — к появлению и развитию информационной техники и т.д[2].
Однако во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению, можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.
Исследователи обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция, телевизор и т.д.
Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применении его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка года, а для лазера этот период сократился до пяти лет.
Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда.
Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.
Современная НТР является сложной системой, и условно ее можно разделить на четыре взаимодействующие части: 1) науку; 2) технику и технологию; 3) производство; 4) управление.
Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросла связь науки с производством, которое становится все более наукоемким. То есть в производстве повышается уровень затрат на научные исследования при изготовлении той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% ВВП, а в развивающихся — это доли процента.
Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. По мнению современных ученых, аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVIII — начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории[1].
В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития, в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав? Для раскрытия темы необходимо ответить на эти вопросы.
Целью данного исследования является выявление роли науки в эпоху научно-технической революции.
Для этого необходимо решить ряд задач:
— определить понятие и сущность научно-технической революции;
— выявить ее характерные черты;
— проследить основные этапы развития научных знаний;
— проанализировать основные научные достижения и их применение в различных отраслях производства.
Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил. Данный процесс основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX века.
В развитых странах мира ныне научно — технический прогресс принял революционную форму. Два потока — техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.
Вопрос о сущности научно-технической революции является одним из наиболее спорных вопросов. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие — к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи — к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые — к появлению и развитию информационной техники и т.д[2].
Однако во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению, можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.
Исследователи обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция, телевизор и т.д.
Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применении его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка года, а для лазера этот период сократился до пяти лет.
Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда.
Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.
Современная НТР является сложной системой, и условно ее можно разделить на четыре взаимодействующие части: 1) науку; 2) технику и технологию; 3) производство; 4) управление.
Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросла связь науки с производством, которое становится все более наукоемким. То есть в производстве повышается уровень затрат на научные исследования при изготовлении той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% ВВП, а в развивающихся — это доли процента.