Философскую критику нельзя понимать узко - только как критику политическую. Она имеет значительно более широкий адрес - как критика всего наличного бытия и наличного сознания (сознания научного, художественного, нравственного) . Критикуя старый мир, философия выступает и в конструктивной роли - как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего) , утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире.
Сказанное объясняет, почему философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находилось под строгим неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения, внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало в форме мифа - первой исторической формы социального регулятива.
Карл Поппер много повидал в своей жизни и пытался осмыслить свои наблюдения в рамках философского метода. В своем высказывании Поппер признает прогресс, как совокупность прогрессов отдельных индивидуумов. Такой подход автоматически приводит к выводу об определяющей роли воздействия доминирующих в обществе идей на развитие прогресса. Чем свободнее будет общество в обсуждении различных идей и мнений, тем быстрее будет прогресс. Подавление инакомыслия и доминирование одной идеологии, напротив, приводит к торможению прогресса, поскольку банк идей и стимулов развития для отдельных индивидуумов в этом случае сильно обедняется.
Сказанное объясняет, почему философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находилось под строгим неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения, внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало в форме мифа - первой исторической формы социального регулятива.