Гр. Мамедова, которому исполнилось 16 лет, приняли на работу в одну из частных организаций дворником. Его родители, узнав об этом, обратились к работодателю частной организации с о расторжении трудового договора с их сыном, так как они не дали своего согласия об устройстве на работу сына.
11
Правомерны ли требования родителей? Может ли Мамедов быть субъектом трудового права и вступать в трудовые правоотношения с работодателем самостоятельно?
Объяснение:
Обобщение 1. По разделу «Социальная сфера общества»
1. Дайте определение следующим понятиям:
Молодёжь — социальная группа, для которой характерны определенные возрастные рамки, психологические качества и особый социальный статус в обществе.
Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя взаимодействия людей и формы их объединения.
Социальная группа — совокупность людей, объединенная на основе совместной деятельности.
Социальная коммуникация — передача информации на большие и малые аудитории.
Социальная мобильность — переход из одной социальной группы в другую.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Социальная страта — социальный слой людей, имеющих общие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.
Социальная структура общества — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее устройство общества.
Социальное движение — организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель.
Социальное действие — проявление социальной активности, ориентированное на других людей.
Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, которая удовлетворяет социальные потребности.
Социальный класс — однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
Социальный процесс — совокупность однонаправленных и повторяющихся действий людей, в результате которых происходят социальные изменения.
Социальный статус — положение, которое занимает человек или социальная группа в обществе.
Толпа — временное скопление людей, лишенных общей осознанной целью, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
2. Опишите общество как систему, структуру и иерархию. Какие понятия вы будете использовать для каждого описания?
Общество как система:
- система — состоит из частей;
- открытая — взаимодействует с природой;
- динамическая к изменениям;
- самоорганизующаяся — то, что не используется в обществе, заменяется на более прогрессивное;
- развивается, ориентируясь на удовлетворение потребностей человека.
Общество как структура делится на подсистемы — сферы общественной жизни:
1) политическая — удовлетворение интересов в порядке и управлении;
2) экономическая — удовлетворение материальных потребностей;
3) социальная — удовлетворение социальных потребностей (общение);
4) духовная — удовлетворение потребностей в саморазвитии, самовоспитании, духовном образовании.
Общество как иерархия делится на классы:
- высший — источник инвестиций, управляют, имеют хорошее образование и
- средний — обеспеченные, имеют разное образование, потребляют основную массу товаров и услуг;
- низший — люди выполняют малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу.
3. Конкретизируйте примерами общности, о которых говорится в статье 14 Конституции Республики Беларусь: «Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов».
Государство по Конституции Республики Беларусь регулирует отношения между различными социальными общностями: супругами (между мужчиной и женщиной), работником и работодателем, продавцом и покупателем, гражданами страны; уважает права и интересы представителей разных наций и религиозных представлений.
4. Прочитайте фрагмент из публичной лекции итальянского писателя и философа Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной в 1998 г. Как вы думаете, иллюстрируют ли эти строки изменения в массовой коммуникации, которые произошли в результате появления компьютеров и Интернета? Какие социальные процессы, кроме коммуникации, описаны в данном тексте? Можно ли согласиться с автором через 20 лет после написания этих строк? Аргументируйте свою точку зрения.
Да, иллюстрируют. Ранее обществу предоставляли нужную государству информацию с центральных каналов телевидения, газет, радиопередач. В результате появления Интернета человек может сам найти информацию, сопоставить ее и сделать свои выводы.
С автором фрагмента можно согласиться и в настоящее время. Несмотря на то, что каждый человек может самостоятельно найти интересующую его информацию, он читает новости, просто смотрит бесцельно новости и видео. Единицы размышляют о ситуации в стране.
В тексте описаны процессы информатизации, прогресса и эволюционного процесса.
5. Проанализируйте ситуацию, определите статусы, социальные роли героев и механизмы изменения социального статуса, которыми они собираются воспользоваться.
Оба героя имеют следующие статусы: ученики и музыкальные ценители. При знакомстве они приобрели статус и роль друга. Сергей — брат, Лена — сестра. Соответственно они играют роли учеников, музыкальных фанатов, сестры и брата.
Молодые люди хотят использовать образование как социальный лифт для перехода в другой социальный статус (работник).
Как-то так
Объяснение:
Развитие общества
Развитие – это философская категория, отражающая характер происходящих в мире изменений. Т.е. развитие – это синоним слова «изменение».
Существует две формы развития. Формы развития:
1.Прогресс – движение от простого к сложному, перевес положительных изменений над отрицательными.
2.Регресс – движение от сложного к простому, перевес отрицательных изменений над положительными.
Само развитие может быть в культуре, науке, производстве, обществе. В данной теме нас больше интересует общественное развитие. Есть всего три формы развития общества:
1.Эволюция(постепенный прогресс, движение от простого к сложному, развитие без слома системы);
2.Революция(быстрое кардинальное изменение всей общественной системы, слом старого порядка, скачкообразное развитие);
3.Реформа(целенаправленные поступательные изменения отдельных элементов системы, может как сломать, так и оставить старый порядок).
Революции происходят снизу, а реформы проводятся сверху.
В наше время у всего человечества в целом появились новые интересные направления в развитии. У человечества в 21 веке наблюдаются следующие тенденции развития:
1.Глобализация(усиление связей между государствами и народами во всех сферах жизни(все смотрят голливудское кино, едят в Макдоналдсе, пользуются Ютубом и т.д.), существуют противники глобализации – антиглобалисты);
2.Интеграция(создание международных союзов в политике, экономике и т.п., например, ЕС, НАФТА, НАТО и т.п.)
3.Информационная революция(Интернет, компьютеризация, сотовая связь);
4.Ускорение общественного развития(с каждым годом открытия делаются всё быстрее).
Также в 21 веке человечество столкнулось с глобальными проблемами, т. е. такими проблемами, которые затрагивают интересы всего человечества и, которые можно решить только совместно.
Глобальные проблемы человечества:
1.Проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
2.Термоядерная война и распространение ядерного оружия;
3.Катастрофическое загрязнение окружающей среды;
4.Снижение биоразнообразия;
5.Обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
6.Глобальное потепление;
7.Озоновые дыры;
8.Проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
9.Демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод.
10.Терроризм;
11.Астероидная опасность.