ГРАДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не контролируемых государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности.
Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Вопросы и задания:
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как автор определяет гражданское общество в широком смысле? Какими качествами должны обладать граждане для формирования гражданского общества?
3. На основе знаний обществоведческого курса и текста приведите три условия существования гражданского общества.
4. Приведите два примера взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в рамках гражданского общества.
5. Автор текста отмечает, что гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Приведите два аргумента для подтверждения этого мнения.
Абстракционизм - общее название ряда течений в изобразительном искусстве 20 века, отказавшихся от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности.
Авангардизм, авангард - общее название ряда течений в искусстве 20 века, демонстративно порывающих с установившимися художественными традициями (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм) .
Гиперреализм - направление в живописи и скульптуре, возникшее в 60-70-х гг. в США. В его основе лежит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до размеров большого полотна.
Дадаизм - литературно-художественное движение, возникшее во время Первой мировой войны. Дадаисты отвергали планомерное построение произведений искусства, канонизировали случайность, прибегали к приемам пародии на творчество и разрушения художественной формы.
Импрессионизм - направление в живописи второй половины 19 - начала 20 века, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Классицизм - идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве 17 века; рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ему свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность.
Концептуализм - одно из направлений в искусстве авангарда, возникшее в 60х гг. 20 века. Его особенность состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале. Художники-концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудожественные сферы (оперирование формулами, использование таблиц, чертежей, включение текстовых элементов) .
Маньеризм - течение в европейском искусстве 16 века, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Основополагающим тезисом маньеризма является положение о "внутренней идее" как основе художественного образа.
Модернизм - общее название течений в искусстве конца 19 - начала 20 вв. , порвавших с классической традицией, традициями реализма.
Натурализм - направление в литературе и искусстве конца 19 века, стремившееся к уподоблению художественного сознания научному, к объективному и бесстрастному изображению реальности, их обусловленности физиологической природой и средой.
Примитивизм, наивное искусство - направление в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. : программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств.
Сюрреализм - направление в искусстве 20 века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации) , а его методом - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями.
Фовизм - течение во французской живописи начала 20 века, для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Экспрессионизм - течение в литературе и искусстве начала 20 века, особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства