ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не контролируемых государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности.
Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственностьих.
Гражданское общество вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства.
Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Вопросы и задания:
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Как автор определяет гражданское общество в широком смысле? Какими качествами должны обладать граждане для формирования гражданского общества?
На основе знаний обществоведческого курса и текста приведите три условия существования гражданского общества.
Приведите два примера взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в рамках гражданского общества.
Автор текста отмечает, что гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Приведите два аргумента для подтверждения этого мнения.
Однако, следом в Законе говорится о особенной роли православия. Выходит, что в многонациональном государстве с федеративным территориальным устройством существует титульная религия. То есть "все равны, но некоторые равнее". Такая формулировка "особой исторической роли" может повлечь немало конфликтов с другими религиями или агностиками, атеистами.
Что касается социальной программы РПЦ, то наверное, имелось в виду, что право не допускает ада, в то время как РПЦ трудится для создания Царствия.
6-1)достоверность выводов, обоснованность гипотез
2)В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (ускорители частиц, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.) . Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, синергетический и другие приемы и методы.
3)Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.