Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой
бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у
тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И
решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой
хижине. Выслушал их мудрец и с лошадь:
- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
- Нет, - ответила лошадь.
- А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира… И
посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а
горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как
лошадь?
- Нет, - ответил верблюд.
Мудрец сказал:
- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится
она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И
решили пойти к мудрецу. Выслушав их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная
ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как
сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а
волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая
картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни,
белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на
друга. Перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
задание:
1. В чем заключалась основная идея, составившая суть
мудрости наших далеких предков?
2. Согласны ли вы, ребята, с этой мыслью?Почему?
«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой к подражанию взрослым, любопытства огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с речи к духовному творчеству.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому развитию как общества, так и человека.