Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна экономическому росту и социальной стабильности.4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:· жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;· поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)· антимонопольную экспертизу принимаемых законовСтоль же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:· или стабилизация совокупного платеже спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;· или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;· или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:· жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;· поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)· антимонопольную экспертизу принимаемых законовСтоль же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:· или стабилизация совокупного платеже спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;· или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;· или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.