Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (будда, сократ и др.) , общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению канта — его «самообязывающий разум») . подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость. нормы морали, несомненно, изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. однако за свою человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, ему чувствовать себя достойной личностью, уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. к основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность. суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем: 1) главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ ком смысле слова; 2) нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека; 3) нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности» , которое гласит: «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отно шению к тебе» .
Средствами , при которых осуществляется учебная деятельность, являются, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку, социальные качества и средства: учебники, письменные принадлежности, различные инструменты и т. п., т. е. в основном такие же, как и в педагогической деятельности цель учебной деятельности, как вида практической педагогической деятельности, по качественному содержанию остается такой же, как цель педагогической деятельности (человек, владеющий частью культуры), но имеет меньший объем и более конкретное содержание, а именно: человек (ребенок), владеющий необходимыми знаниями и умениями пользоваться ими. результатом завершенной учебной деятельности должен стать человек (ребенок), овладевший данными знаниями и умениями. итак, цель и результат, как компоненты учебной деятельности, выделены. при определении последнего компонента – совокупность действий – выясняется, что компонент состоит из двух деятельностей: деятельности взрослого и деятельности ребенка, т. е. учебная деятельность, осуществляется не совокупностью действий, а двумя деятельности и не может быть выполнена только одним из этих видов деятельности. выделив деятельность взрослого и деятельность ребенка, вновь возникает необходимость выделить и определить компоненты, составляющие эти две деятельности. виды деятельности, составляющие учебную деятельность деятельность учителя деятельность ученика1. подготовка учебного материала (ум) на основе учебной программы 2. предъявление ум и организация 3. восприятие, запоминание, работы с ним понимание ум и работа с ним 4. организация деятельности 5. изготовление учебного продукта учащихся по изготовлению на основе предъявленного ум учебного продукта 6. обработка продукта ученика (анализ и оценка) деятельность ученика по осознанию и пониманию предъявляемого учебного материала прерывается, когда завершается деятельность учителя по предъявлению учебного материала. процесс осознания и понимания может продолжаться, но уже вне учебной деятельности (деятельности учителя и деятельности ученика) как самопроизвольная деятельность человека.мотивыостоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной , посещение кружков, составление плана самообразования и т . мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных; 1. устойчивость мотивов. проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. модальность мотивов — их эмоциональная окраска. психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения.