Как только мы начинаем размышлять о свободе воли, перед нами возникает непроходимый лабиринт вопросов и парадоксов. Мы знаем, что политическая свобода — это один из наиболее употребляемых лозунгов. Все политические партии утверждают, что они являются самыми верными представителями и защитниками «свободы». Но они всегда определяют этот термин так, как им угодно, и используют его в своих интересах. Свобода как этическая категория значительно более простая вещь. Она свободна от той многозначности, которая присуща политическому и философскому термину.
Не ответственность мотива, но характер мотивации отличает свободное действие. В этическом смысле человек свободен, если эта мотивация основана на его собственном суждении о том, что является его моральным долгом. Это значит, что законы, которым мы подчиняемся в своих действиях, не приходят извне, но каждый сам устанавливает их для себя.
Излагая свою теорию, Кант предупреждал возможность фундаментального непонимания: этическая свобода, говорил он, это не факт, а постулат, это не дар, которым обладает человеческая натура, а скорее, труднейшая из задач, которые может поставить перед собой человек. Выполнение требований этической свободы становится особенно трудным во времена острых социальных кризисов, когда кажется неминуемым разрушение всех основ общественной жизни, когда индивидуум ощущает глубокое неверие в собственные силы.
Свобода не есть естественная принадлежность человека: чтобы ей владеть, нужно ее создать. Если просто следовать своим природным инстинктам, мы никогда не почувствуем необходимости свободы — мы скорее выберем рабство. Очевидно ведь, что гораздо легче положиться на других, чем самому думать, судить, решать за себя. Это и является причиной того, что и в личной, и в политической жизни к свободе относятся скорее как к бремени, чем как к привилегии. В трудных условиях человек стремится сбросить с себя это бремя. И здесь вступают в действие тоталитарное государство и политические мифы. Новые политические партии обещают, по крайней мере, избавление от дилеммы «свобода или несвобода». Они подавляют и уничтожают сам смысл свободы, но зато освобождают человека от всякой личной ответственности.
Вопросы и задания к тексту
О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке?
Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение?
В чем смысл свободы как нравственно-этической категории?
Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы:
С2
Государство достигает наивысшей степени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат; прекращается деятельность органов сословного представительства.
С3
Абсолютизм боролся с сепаратизмом феодальной знати,подчинял церковь государству,ликвидировал остатки феодальной раздробленности,вводил единые законы это прогрессивные начальное влияние. А регрессивное влияние - жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне.
С4
При абсолютной монархии "из 3-го сословия" вырастет класс капиталистов. Противоречияразрешаются между ним и абсолютизмом двумя революционным путем или происходила постепенная трансформация в ограниченную, конституционную монархию.
Надо также одинаково хорошо относиться к любому другому народу, как к своему собственному, ведь все народы как дети одной матери, все мы люди на одной планете, всем нам светит одно и тоже светило, все мы должны ходить на работу и воспитывать своих детей, все мы влюбляемся, дружим, боремся с трудностями, мечтаем, а потом стареем. Всё это объединяет нас гораздо больше,чем вы думаете. И между любыми двумя народами можно найти гораздо больше общего, чем каких-либо различий. Все мы дети нашей природы, везде текут реки журчат ручьи,весной природа расцветает,человек это дитя природы, а в природе всё благоразумно и никто в природе без нужды не охотится и враждует друг с другом, так и мы должны относиться к другим людям с почтением и уважением, чтить их традиции и обычаИ, которые они смогли пронести через много лет своего развития. И в настоящее время всё человечество должно быть вместе, у нас уже нет места распрям и религиозным, и национальным различиям. Все мы люди и у всех нас общая судьба, которая состоит прежде всего в том, что мы хотим жить в мире и иметь мирное и светлое небо над головой, а для этого чужой народ надо любить и уважать и считать его другом для своего народа, ведь дружбу порой трудно завоевать.