Относительный характер. Как известно, убеждения человека долго оставаться в его памяти, поэтому при каких-то политических или экономических изменениям не сразу в сознаниях всех людей d j,otcmdt складываются новые взгляды, идеи общества, в котором они находятся, то есть в их, можно так сказать, остаются пережитки
Преемственность лучшего. Общественное сознание принимает от старых взглядов общества то, что будет после оказывать положительный эффект.
Воздействие на жизнь людей, состоящих в обществе. Оно возникает впоследствии действий и поступок общества, которые оказывает не только положительно, но и отрицательно.
«Я русский и сердечно люблю мое Отечество, но вольность я люблю еще более; а любя вольность и ненавидя деспотизм, я ненавижу русское правительство, которое считаю злейшим врагом свободы, благосостояния и чести России.
В России главный двигатель — страх, а страх убивает всякую жизнь, всякий ум, всякое благородное движение души.
Участие русского во всеобщем стремлении к свободе представляется настолько странным, что многие не могут объяснить его себе иначе, как действием противоестественных причин.
Посадите самого искреннего демократа на трон; если он немедленно его не покинет, то непременно сделается отъявленным негодяем.
Какая польза России в ее завоеваниях? И если ей покорится полсвета, будет ли она тогда счастливее, вольнее, богаче? Будет даже сильнее? И не распадется ли могучее русское царство, и ныне уже столь пространное, почти необъятное, не распадется ли оно, наконец, когда еще далее распространит свои пределы? Где последняя цель его расширения? Что принесет оно порабощенным народам заместо похищенной независимости — о свободе, просвещении и народном благоденствия и говорить нечего, — разве только свою национальность, стесненную рабством!
Россия сделается ненавистной всем прочим славянам так, как теперь она ненавистна полякам; будет не освободительницею, а притеснительницею родной славянской семьи; их врагом против воли, насчет собственного благоденствия и насчет своей собственной свободы, и кончит наконец тем, что, ненавидимая всеми, сама себя возненавидит, не найдя в своих принужденных победах ничего кроме мучений и рабства».
Относительный характер. Как известно, убеждения человека долго оставаться в его памяти, поэтому при каких-то политических или экономических изменениям не сразу в сознаниях всех людей d j,otcmdt складываются новые взгляды, идеи общества, в котором они находятся, то есть в их, можно так сказать, остаются пережитки
Преемственность лучшего. Общественное сознание принимает от старых взглядов общества то, что будет после оказывать положительный эффект.
Воздействие на жизнь людей, состоящих в обществе. Оно возникает впоследствии действий и поступок общества, которые оказывает не только положительно, но и отрицательно.
«Я русский и сердечно люблю мое Отечество, но вольность я люблю еще более; а любя вольность и ненавидя деспотизм, я ненавижу русское правительство, которое считаю злейшим врагом свободы, благосостояния и чести России.
В России главный двигатель — страх, а страх убивает всякую жизнь, всякий ум, всякое благородное движение души.
Участие русского во всеобщем стремлении к свободе представляется настолько странным, что многие не могут объяснить его себе иначе, как действием противоестественных причин.
Посадите самого искреннего демократа на трон; если он немедленно его не покинет, то непременно сделается отъявленным негодяем.
Какая польза России в ее завоеваниях? И если ей покорится полсвета, будет ли она тогда счастливее, вольнее, богаче? Будет даже сильнее? И не распадется ли могучее русское царство, и ныне уже столь пространное, почти необъятное, не распадется ли оно, наконец, когда еще далее распространит свои пределы? Где последняя цель его расширения? Что принесет оно порабощенным народам заместо похищенной независимости — о свободе, просвещении и народном благоденствия и говорить нечего, — разве только свою национальность, стесненную рабством!
Россия сделается ненавистной всем прочим славянам так, как теперь она ненавистна полякам; будет не освободительницею, а притеснительницею родной славянской семьи; их врагом против воли, насчет собственного благоденствия и насчет своей собственной свободы, и кончит наконец тем, что, ненавидимая всеми, сама себя возненавидит, не найдя в своих принужденных победах ничего кроме мучений и рабства».