Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния[1]. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма[2][3].
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йогаи хатха-йога[4][5][6]. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах»Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципамисанкхьи[7]. Йога обсуждается в различныхписаниях индуизма, таких как Веды,Упанишады, «Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижениямокши[1]. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь схатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
В 2016 году ЮНЕСКО, отметив существенное влияние на многочисленные аспекты жизни индийского общества в сфере здравоохранения, медицины, образования и искусства, включила йогу в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества
13. Характерной чертой индустриального общества является:
А) широкое использование внеэкономического принуждения к труду
Б) слабость и неразвитость демократических институтов
В) преобладание коллективного сознания над индивидуальным
Г) преобладание частной формы собственности, рыночная экономика
ответ: Г) преобладание частной формы собственности, рыночная экономика
14. Быстрый скачкообразный переход от одного состояния общества к другому:
А) прогресс
В) стагнация
Б) революция
Г) эволюция
ответ: Б) революция
15. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений:
А) затрагивает все сферы общественной жизни
Б) обычно осуществляется властью
В) представляет собой резкие качественные изменения
Г) предполагает радикальное обновление социальных отношений
ответ: Б) обычно осуществляется властью
16. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
А) скачкообразность
Б) революционный характер перемен
В) постепенность
Г) насильственные методы
ответ: В) постепенность
17. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры:
А) реформа
В) эволюция
Б) контрреволюция
Г) революция
ответ: А) реформа
18. Если общество утрачивает к выполнению той или иной значимой функции, можно говорить о проявлении:
А) регресса
В) революции
Б) эволюции
Г) реформы
ответ: А) регресса
19. К глобальным проблемам современного мира относится:
А) возникновение новых межгосударственных объединений
Б) ускоренное развитие сферы услуг
В) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты
Г) интенсивное развитие науки и информационно-коммуникационных технологий
ответ: В) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты
20. Единичный представитель человеческого рода:
А) индивид
В) личность
Б) индивидуальность
Г) творец
ответ: А) индивид
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йогаи хатха-йога[4][5][6]. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах»Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципамисанкхьи[7]. Йога обсуждается в различныхписаниях индуизма, таких как Веды,Упанишады, «Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижениямокши[1]. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь схатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
В 2016 году ЮНЕСКО, отметив существенное влияние на многочисленные аспекты жизни индийского общества в сфере здравоохранения, медицины, образования и искусства, включила йогу в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества