Нравственное содержание принципов уголовного процесса
1. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
"правосудие - это игра в прятки, которую ведет власть со справедливостью" (в. кротов).
какие принципы уголовного процесса направлены на то, чтобы данное утверждение не было справедливым по отношению к российскому уголовному судопроизводству?
2. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
а) обычно подсудимый считается виновным до тех пор, пока не докажет свою влиятельность. (лоренс питер).
б) кто принимает решение, не выслушав другую сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение и было справедливо (сенека)
в) перед судом все равны: все без откупа виноваты ( поговорка)
г) что ворам с рук сходит, за то воришек бьют ( поговорка).
д) идея судебного процесса заключается в том, что если двух лжецов заставить разоблачать друг друга, то правда всплывет наружу. (джорж бернард шоу).
1. какие принципы уголовного процесса так или иначе затронуты в каждом их высказываний?
2. раскройте нравственное содержание этих принципов.
3. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
таджикская притча гласит:
"некий человек, заподозрив в краже своего кошелька соседей, их к судье эфенди. соседи не признавали за собой вины. тогда эфенди дал каждому из них по палке одинаковой длины и сказал:
- завтра с этими палками вы придете ко мне, и я установлю, кто из вас виновен: у того, кто украл деньги, палка за ночь удлинится на четверть.
подозреваемые взяли палки и разошлись по домам. наступила ночь, и те, чья совесть была чиста, спокойно легли спать. а вор не спал и думал, объятый страхом: "до завтра моя палка увеличится на четверть и я буду изобличен".
он успокоился, только укоротив ножом свою палку как раз на столько, на сколько к утру она должна была вырасти. к утру палка не выросла, и, когда все вновь собрались у эфенди, тот приказал уличенному вору вернуть деньги владельцу. но вор возразил:
- разве этот суд можно назвать судом по шариату, если приговор выносится по палке?
эфенди ответил:
- будь признателен мне, что я заставил тебя сознаться, прибегнув к палке, но ни разу не ударил тебя. что сказал бы ты, если б я, подобно падишаху, заставлял тебя палочными ударами сознаваться в преступлении, которого ты не совершал? "
1. о необходимости соблюдения какого принципа уголовного процесса свидетельствует данная притча?
2. в чем нравственный смысл запрета применения насилия, угроз, унижения чести и достоинства участников уголовного процесса?
4. рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы:
i. "- говорите правду, одну правду и ничего кроме правды.
- правда, правда, "
ii. " судья - свидетелю:
- вы должны говорить только то, что видели собственными глазами, поняли?
- да, ваша честь!
- итак, когда вы родились?
- затрудняюсь сказать, ваша честь, я этого не видел."
1. в чем нравственное значение правового требования о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей?
2. какой принцип уголовного процесса гарантирует его надлежащую реализацию?
3. был ли он соблюден в изложенных ситуациях?
5. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
"когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом, когда тигр хочет убить его самого, человек называет это кровожадностью. разница между преступлением и правосудием ничуть не больше." (б. шоу).
1. в чем нравственный смысл осуществления правосудия по уголовным делам?
2. каким нравственным требованиям оно должно отвечать?
3. в чем нравственное значение принципа осуществления правосудия только судом?
6. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
допрашивая обвиняемого, следователь указал, что тот не обязан давать показания, однако отметил, что, хотя закон и не предусматривает ответственности за дачу им ложных показаний, морального права давать заведомо не соответствующие действительности показания с целью пустить следствие по ложному следу он не имеет, поскольку ложь всегда безнравственна и мораль не может оправдать дачу ложных показаний никем, даже обвиняемым.
1. дает ли уголовно-процессуальный закон обвиняемому (подозреваемому) право на ложь? оправданно ли это с моральной точки зрения?
2. существует ли у обвиняемого моральное право давать ложные показания? а если они сопряжены с оговором заведомо невиновного лица?
3. какие принципы уголовного процесса затронуты в данной ситуации?
7. рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
"судья оценивает доказательства по внутреннему усмотрению" (из ответа студента дневного отделения на гос. экзамене).
1. правильно ли студент понимает принцип свободы оценки доказательств?
2. абсолютна ли свобода судьи в этом?
Исходя из того, что плюрализм представляет собой ничто иное как многообразие мнений и идей, то я могу привести три следующих примера:
- культурный плюрализм (все этнические общности в обществе не теряют своей идентичности, адаптация к другой культуре происходит, но своих корней человек не забывает).
- многопартийность (в Парламенте заседают несколько партий, представляющих интересы разных слоев общества, и ни одна из партий не является доминирующей, все партии честно конкурируют между собой)
- отсутствие государственной религии (в обществе есть и мусульмане, и христиане разных конфессий, и буддисты, синтоисты, даосисты, язычники и кто-то угодно, в то время как государство удовлетворяет интересы каждой религиозной конфессии).
Народное искусство - это воплощенный культурный уровень народа в целом. В отличие от авторского искусства оно безымянно, но на его основе растут индивидуальные таланты.Основными ценностями народного искусства можно назвать массовость, прикладную ценность и национальный или региональный колорит.Во все времена человек стремился украсить свой быт. От первых точек и волн, проведенных по глине пальцем, до уникальной росписи металла и фарфора. Еще 200 лет тому назад в деревнях каждый дом отличался собственной резьбой, росписью, вышивкой. Каждый хозяин воплощал свое представление о красоте. У лучших учились. Прививали мастерство с детства, из поколения в поколение передавали азы и секреты. Так ремесло перетекало в искусство.Народные промыслы, когда-то вышедшие из небольших деревень, рас по округе, разносились бродячими торговцами, раскупались товаром на ярмарках. Молодые мастера стекались к месту зарождения культурного очага, оседали и расширению ремесла. Привезенные издалека игрушки или утварь наталкивали умельцев на создание своего схожего или уникального промысла.У каждого народа, населяющего многонациональную Россию, были свои верования, порой принесенные из далеких мест и времен, свои природные условия, свои земные богатства. Одни работали с камнем, другие с металлом, деревом, кожей, костью, льном... И не перечесть всех тех кладовых, из которых раздавала щедрая земля сырье для умельцев.Но, помимо декоративно-прикладного искусства, не стоит забывать и про такие виды народного творчества, как песня, сказка, танец. Они относятся к жанру фольклора и имеют прикладную ценность. Обряды, эпохальные события, битвы, домашние и хозяйственные дела не обходились без словесного творчества или танца. Ведь для них нужны были только вдохновение и человек.Вдохновение - вот она составляющая всякого творчества. Русская земля богата и красива. Она пленяет умы и души миллионов одаренных людей, маня увековечить красоту изящным и доступным