ОЧЕНЬ Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Учимся писать эссе по обществознанию
Методические указания
Алгоритм написания эссе:
1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите эссе.
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Л. Н. Толстой)
Если человек тверд, решителен и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. ( Конфуций)
Народу много, а людей немного. (Диоген)
Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью. (В.Гюго)
В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. (Ч.Диккенс)
Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. (Ж. Ренан)
Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.(Саади)
2. Приведите аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений.
3. Сформулируйте общий вывод.
Структура эссе должна включать следующие элементы:
Проблема, поднятая автором, её актуальность (например, «Автор поднимает проблему…», «Автор размышляет на тему…»)
2. Смысл высказывания (например, «Автор убеждён в том, что…», «Смысл данного высказывания состоит в том, что...», «Автор обращает наше внимание на то, что...» ).
3. Собственная точка зрения. (например, «Я согласен с автором в том, что...», «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...», «Автор был прав, утверждая, что...»).
Аргументация на теоретическом уровне (необходимо раскрыть обществоведческие понятия, относящиеся к теме, затронутой автором). Например, «Из курса обществознания мы знаем, что…».
Фактическая аргументация (не менее двух примеров, подтверждающих верность высказанных суждений, каждый из которых должен быть сформулирован развёрнуто и связан с иллюстрируемым положением, рассуждением).
Вывод.
Требования, предъявляемые к эссе
Эссе должно:
а) иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
б) показывать, что учащийся знает и осмысленно использует обществоведческие понятия (термины).
в) содержать убедительную аргументацию по теме высказывания.
В жизни наступают моменты, когда человеку необходимо принимать серьезные решения: решения, меняющие весь его жизненный путь. Иногда эти решения нужно принимать тогда, когда человек находится еще в возрасте ребенка.
Учиться в ближней школе, где учатся все друзья, или поступать в школу с более высокими требованиями?
Бросать ли спортивную школу, поскольку нужно всерьез готовиться в выпускным экзаменам в школе общеобразовательной?
После школы - идти работать или поступать в Институт? В какой?
После окончания Института выборов еще больше: идти в аспирантуру или в жизнь, идти работать в госучреждения или в частные фирмы, работать по специальности или где платят, работать на кого-то или создавать свое дело, выходить замуж или отложить...
Фильм "Большой папа"Парень сам выбрал свой жизненный путь, но неудачно.
Фильм "Председатель"В город, легкой жизни захотела? Не отпущу, ты еще соплячка.
Как принимать решения в этих ситуациях?
Как вариант, можно никого не слушать и решать все вопросы только самостоятельно, руководствуясь когда своим умом, когда своим сердцем, а когда-то делая случайные выборы, называя это своей интуицией. Другой вариант - положиться на мнение окружающих. Как лучше, что правильнее?
Фильм "Остров"Девочка - дурочка, а Старец жизнь знает. И он решает жизнь девушки так же, как решал бы за собственную дочь.
Здесь ответ не очевидный: все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО - эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет?
Если это личность Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", то при всей вздорности характера барона он выше своего окружения, и для него отказаться от себя - личностная трагедия и смерть. Если же это алкоголик или маньяк, потерявший человеческий облик, то для него лучше и правильнее начать жить чужим умом, коли своего ума не хватает.
Фильм "Тренинг Н.И. Козлова"Откуда берется внутренний саботажник?
Полагаться на мнение окружающих, если это расшифровывается как "слушать случайных людей" - глупо: следует учесть, что действительно умных людей не так уж и много, а нравственное состояние современного российского общества специалисты квалифицируют как "моральная деградация". Если же вы проконсультируетесь со специалистом, который определит ваши учтет ваши склонности и даст вам рекомендацию, учитывающую ситуацию на рынке - это вариант гораздо более интересный. Итого: если есть возможность обратиться к сведующим людям, которые в подобных вещах профессионалы, лучше обратиться к ним.
А если не с кем посоветоваться разумным образом? Как правильно принимать собственное решение: прислушиваться к своему сердцу? Можно, но еще полезнее - включать голову.
Оказывается, люди принимают решения удивительно разнообразными Практически ориентированные люди часто принимают решения самым простейшим образом - просто спрашивая умных людей или обращаясь к иным источникам разумной информации, в то время как люди с мистическими настроениями ищут ответы от знаков Мира или подключаясь к энергоинформационному полю... Увлекающиеся психологией бессознательного загружают в себя вопрос и находят через какое-то время в себе ответ: как правило, для самого человека он выглядит полностью убедительным.
Осознанный выбор жизненного пути требует высокого уровня личностного развития. А всегда ли наши дети, заявляя о своем хочу, реализуют свои настоящие желания и стремления? Помним ли мы о том, какую роль здесь играют настроения, случайные эмоции, желание просто уехать отсюда или желание сделать просто все наперекор? Показатель ли это осознанности, высокого уровня личностного развития? Личный выбор человека-ребенка обычно менее осознан, чем тот выбор, который сделает за него мудрый взрослый человек в заботе о нем.
Смотри видеофрагмент из фильма "Председатель".
А если хотите научиться думать и осознанно принимать собственные решения, все-таки начните со статьи Психология принятия решений.
Выбор жизненного пути и свободное воспитаниеСвободное воспитание, как правило, гордится тем, что выбор жизненного пути оно всегда оставляет за самим воспитанником: "Выбор своего жизненного пути - естественное право самого воспитанника". Кем ему стать: слесарем или бизнесменом - решать ему самому. В сравнении с авторитаризмом взрослых, имеющих в виду только свои планы и не присматривающихся к интересам и детей, такая позиция свободного воспитания вызывает и понимание, и уважение. Однако в тех случаях, когда ребенок растет в семье, где родители умные, любящие и успешные по жизни люди, родители обычно лучше ребенка могут сказать, какое будущее ребенка будет для него счастьем, а какое - тупиком.Жизненный опыт еще никто не отменял.
В условиях эволюции российской политической системы данная проблема представляется весьма актуальной. Позиция гениального ученого, безусловно, справедлива. Занятие научными исследованиями направлено на достижение истинного знания, то есть такого знания, которое соответствует окружающей действительности. При этом познающий субъект (ученый) и объект изучения (реальный мир) не совпадают, а его интересы не могут субъективно повлиять на результат (в естественных науках); в политике одна из главных трудностей заключается в том, что объект интересов индивидов – власть и специфика ее распределения в обществе, напрямую связано с людьми и зависит от их личности. Как следствие, это существенно усложняет процесс взаимодействия всех заинтересованных субъектов. Результаты научных изысканий зачастую пытаются поставить на службу политическим интересам, что зачатую приводит к неоднозначным результатам. Успешные испытания атомного оружия в 1945 г., а затем и печально известное его применение в эпилоге Второй мировой войны поставили человечество перед своеобразным парадоксом: наличие ядерных арсеналов у ведущих держав мира, с одной стороны, предостерегает мировое сообществе от нового глобального конфликта, с другой стороны – создает потенциальную угрозу взаимного уничтожения и наступления «ядерной зимы