Пахарь укладывал борозду к борозде — как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой.
Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительная, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью...
Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
Вопросы
Какие черты мира природы и мира человека сходны между собой?
Почему человеческая культура не может существовать в отрыве от природы?
Какое нравственное правило должно быть главным в отношениях человека с природой? Свой ответ объясните.
Переменные затраты – это затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Переменные затраты противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Главным признаком, по которому возможно определить, являются ли переменными затраты, является их исчезновение во время остановки производства.
К переменным затратам относятся:
затраты на сырье;
расходные материалы;
энергоресурсы, задействованные в основном производстве;
зарплата основного производственного персонала (вместе с начислениями);
стоимость транспортных услуг.
Кроме того, необходимым элементом образовательной потребности является потребность личности в организации образовательного пространства, в которую входят условия объективного характера – место, время, выбор и использование конкретных образовательных учреждений, и условия субъективного характера, основанные на неформальном образовании, прежде всего самообразовании. Если внешнее образовательное пространство регулируется формальными правилами образовательного учреждения и законом, то внутреннее – мотивационными, диспозиционными механизмами, а также механизмом памяти [5].
В основе функционирования мотивационного механизма регуляции образовательной деятельности лежит образовательная потребность. Она воздействует на формирование образовательных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, целей. Образовательная потребность обуславливает функционирование и диспозиционного механизма, формируя диспозиции, установки образовательной деятельности. Механизм памяти также детерминирован образовательными потребностями личности, поскольку уровнем их сформированности и характером реализации определяется структура знания, хранящегося в памяти человека, широта, разнообразие информации, ее функциональность, социальная востребованность и т.д.
Личность, реализуя образовательные потребности, ожидает достижения определенных результатов, что позволяет классифицировать образовательные интересы личности через видение результата собственной образовательной деятельности. Так, исследователь Н.Б. Тейтельман [8] к базовым образовательным интересам относит:
материальные (повышение материального благосостояния в результате образовательной деятельности);
статусные (изменение статусного положения, вертикальная социальная мобильность в связи с повышением уровня образования);
профессионально-трудовые (повышение профессиональной компетентности, совершенствование трудовых навыков в процессе реализации образовательной деятельности);
моральные (получение морального удовлетворения от более высокого уровня образования);
адаптационные (включение в новые сферы социальной реальности, освоение новых видов деятельности в результате получения образования);
духовные (самореализация в духовной сфере, более высокая степень включенности в духовную жизнь, приобщенность к культуре в соответствии с уровнем, характером и качеством образования).