Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные. Большие группы — крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои. Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда. Вторичные группы — социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило — через членство в каких-либо институтах и организациях. Первичные группы — малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии. Все большие группы являются вторичными. Малые социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными. Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и характеризуются отсутствием эмоциональных контактов. В качестве основных элементов социально-групповой структуры могут выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой структуры общества, и порождает различные подходы. Подходы к формированию социально-групповой структуры общества Традиционный подход включает в себя несколько подструктур: демографическая подструктура (половая, возрастная) этноподструктура (племя, народность, нация) территориальная подструктура (городское и сельское население, регион) классовая подструктура (классы и социальные группы) семейная подструктура
Культурные нормы - правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения как адекватные у одних людей, и неадекватные у других. Обычно в набор культурных норм включаются поощрения и санкции, которые, как правило, применяются в случае несоблюдения или нарушения этих норм.
Ценности и идеалы -- не одно и то же. Ценности -- то, что люди ценят, а идеалы -- то, к чему стремятся. Ценности существуют. Не все ими обладают в одинаковой мере. Для кого-то приобретение их может стать идеалом жизни. Но идеал -- то, что еще не существует или чем люди еще не обладают, но что они хотели бы осуществить или иметь.
Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.
Большие группы — крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои.
Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда.
Вторичные группы — социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило — через членство в каких-либо институтах и организациях.
Первичные группы — малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии.
Все большие группы являются вторичными.
Малые социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными. Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и характеризуются отсутствием эмоциональных контактов.
В качестве основных элементов социально-групповой структуры могут выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой структуры общества, и порождает различные подходы.
Подходы к формированию социально-групповой структуры общества
Традиционный подход включает в себя несколько подструктур:
демографическая подструктура (половая, возрастная)
этноподструктура (племя, народность, нация)
территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)
классовая подструктура (классы и социальные группы)
семейная подструктура
Культурные нормы - правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения как адекватные у одних людей, и неадекватные у других. Обычно в набор культурных норм включаются поощрения и санкции, которые, как правило, применяются в случае несоблюдения или нарушения этих норм.
Ценности и идеалы -- не одно и то же. Ценности -- то, что люди ценят, а
идеалы -- то, к чему стремятся. Ценности существуют. Не все ими обладают в
одинаковой мере. Для кого-то приобретение их может стать идеалом жизни. Но
идеал -- то, что еще не существует или чем люди еще не обладают, но что они
хотели бы осуществить или иметь.