Потребность есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависят от уровня их организации, от образа жизни и условий жизнедеятельности, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.
Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном
только в определённых биохимических и физических условиях существования.
Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает ещё и материальными, духовными, социальными. Для развития человека как индивида достаточно удовлетворить его физические и органические (биогенные) потребности, однако для нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Цель воспринимается человеком как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных
с отдельными деятельностями.
С жизненными целями связан уровень достижений личности, «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности.
(По Я.Л. Коломинскому)
14. Составьте план текста.
ответ: ………………………
15. Какие потребности человека и остального живого мира совпадают, с точки зрения автора? Удовлетворение каких потребностей автор считает необходимым для развития человека как личности?
ответ: ……………………
16. Автор говорит о разнообразии видов деятельности человека. Объясните смысл понятий «деятельность», «мотив деятельности». Какие мотивы деятельности названы в тексте?
ответ: ………………………….
17. Назовите любую социальную потребность человека. Объясните, почему для «нормального развития личности необходимым является удовлетворение социальных и духовных потребностей».
ответ: ……………………….
В 25-летнюю годовщину сражения, в 1837 г. на Бородинском поле, на Центральной высоте, был заложен памятник, открытие которого состоялось 26 августа 1839 г. На торжестве открытия памятника присутствовали ветераны Бородинского сражения. Памятник представлял собой восьмиугольную чугунную колонну, увенчанную чешуйчатой главкой с крестом. На гранях памятника имелись надписи о численности русской и наполеоновской армий и потерях в сражении.
Памятник на Бородинском поле с надписью: «Благодарное Отечество положившим живот
на поле чести. Русских генералов: убитых — 3, раненых — 12. Воинов - до 15000 убитыми; до 30000 ранеными. Отступили с честью, чтобы вернее победить»