Прочитайте текст и выполните задания.
Социологию можно разделить на общую и специальную. Общая социология рассматривает универсальные проблемы социального действия, возникающие в любой сфере и в любое время. Специальная социология изучает особенности социального действия в различных областях общественной жизни. Она состоит из множества отраслей, основными из которых являются, экономическая, этническая, политическая социология, социология труда, управления, семьи, молодёжи, образования, науки, культуры, религии и др.
В социологии существуют два уровня анализа социального действия: теоретический и эмпирический. На основе теоретического и эмпирического знания разрабатываются практические рекомендации, образующие научную базу для создания или совершенствования технологий социального действия.
Кроме этого, обычно в социологии выделяются два типа анализа социального действия: макроанализ и микроанализ. Макросоциологический анализ используется при изучении внешних условий и результатов социального действия. Сторонники этого типа анализа считают крупномасштабные общественные явления (системы, институты, процессы, структуры) причиной наблюдаемого поведения людей. Микросоциологический анализ используется при изучении механизмов межличностного взаимодействия. Его сторонники считают причиной социального действия внутренние побуждения непосредственных участников: представления, мотивы, стереотипы.
Обобщая рассуждения социологов о проблемах своей науки, можно утверждать, что основным вопросом социологии является вопрос обусловленности социального действия. Какие факторы оказывают на это действие преобладающее влияние? Сторонники объективизма считали, что только не зависящие от активности людей условия определяют характер и направление развития их общественной жизни. Субъективисты, в противовес объективистам, утверждали, что всё в обществе порождается активными действиями людей. Материалисты полагали, что определяющее воздействие на поведение людей оказывают техника и экономика. Идеалисты доказывали, что решающую роль в жизни людей играют их представления и ценности. Сторонники дифференциальной модели общества были убеждены в том, что для его успешного существования и развития необходимы социальные неравенство и борьба. Те социологи, которые отдавали предпочтение интегральной модели, доказывали, что для нормального течения общественной жизни важны социальное равенство и согласие (консенсус), борьба (конфликт) же имеет преходящий характер.
Одни социологи считали, что основным условием общественной жизни является сохранение стабильности её организации (порядка). Другие утверждали,
что таким условием служит поступательное изменение (прогресс) организации общества, а стабильность ведёт к его деградации.
(По Г. Артёмову)
19. В тексте говорится о том, что крупномасштабные общественные явления могут являться причиной наблюдаемого поведения людей. Используя факты общественной жизни, приведите три примера массового поведения, подтверждающих это мнение. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. По мнению автора, сторонники дифференциальной модели общества были убеждены в том, что для его успешного существования и развития необходимы социальные неравенство и борьба. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение приведённого убеждения сторонников дифференциальной модели общества.
Мы соглашались поневоле,
И то – не нам досталась доля,
Неприподъёмный груз!
А ветераны – не из стали,
Но одолели, отстояли
Россию и Союз.
Уже не за горами, близок
Был страшный призрак коммунизма,
Вот-вот ударит час,
Когда назло всей Загранице
Без денег будем веселиться,
Как и учили нас.
или народном творчестве Не всё в законах наших чисто,
Нам беззаконие знакомо,
Так есть, так было испокон:
Неисполнение законов,
По сути, - главный наш закон.
О судьях узнал я однажды навек,
Узнал потому, что на деле так вышло:
Судья - это очень большой человек,
Который законом владеет, как дышлом.
Судья судье ничуть не гадит,
Когда суровый сделав вид,
Один за взятки вас посадит,
Другой - за них освободит.
Единомыслия в них нет:
Когда заспорят два юриста,
Спор может длиться двадцать лет.
Животное не может делать ничего бессмысленного. На это только человек.
Так сказал Адемар Гельб, немецкий психолог и ассистент Коффки. Своим высказыванием Гельб поднимает проблему отличия человека и животного, что есть разум. Ведь он говорит о том, что именно разум заставляет человека поступать иначе, чем животные. И только разум на бессмысленное, инстинкты, которыми руководствуются животные, не на такое. Только разум человека может допустить героизм, экстримальные поступки и прочее, что не поддается логике и главному инстинкту – инстинкту самосохранения.
Я согласна с мнением Гельба о том, что необдуманные бессмысленные поступки – прерогатива человека, а не животных. И действительно, человек тоже животное, примат, но во многом отличается от других животных. И дело даже не в физиологии, а в разума. Например, окружающий мир человек перерабатывает, преобразует для себя, а животные все таки стремятся адаптироваться к тому, что есть, а не изменить это для комфорта.
Но главным бессмысленным поступком человека можно считать не прыжок с парашютом, и не героизм, а активное разрушение природы. Получается, что преобразовывая, человек только испортил внешнюю среду, конечно, ни какое животное не на такую глупость.