Прочитайте текст и выполните задания. В соответствии с Конституцией РФ создаётся высший законодательный и представительный орган государства. В нём заседают те, кого выбрал народ для решения общегосударственных дел и представительства своих интересов.
Чем же занимается парламент? В круг его полномочий входят такие важные дела, как обсуждение законопроектов и принятие законов, утверждение государственного бюджета и отчёта о его выполнении, участие в формировании правительства и контроль за его деятельностью, определение внешнеполитического курса государства.
Неискушенный человек, наблюдая за работой парламента, может сделать вывод о том, что она сводится к сплошной «говорильне», от которой и пользы-то немного. Это далеко не так. Парламент – это тот форум, где ведутся дебаты, где сопоставляются различные точки зрения, где представители оппозиции имеют возможность ещё до принятия решения обнародовать своё мнение и начать дискуссию. Не следует забывать и о том, что законопроект, представленный в парламент, обсуждается здесь до мельчайших деталей. Следовательно, ещё на предварительной стадии можно выявить несовершенства, которые, не будь это сделано заранее, могли бы обернуться реальной проблемой для общества в будущем.
Парламент бывает однопалатным и двухпалатным. Двухпалатные парламенты отражают, как правило, федеративное устройство государства. Депутаты одной из палат двухпалатного парламента прямо избираются гражданами. Вторая палата формируется по-разному: через назначение главой государства (например, в Канаде, во Франции), через выборы или какие-либо иные смешанные варианты.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое значение, по мнению автора текста, имеют дебаты в парламенте? В каких государствах (по государственно-территориальному устройству) существуют однопалатные парламенты? Какие различия существуют в формировании палат двухпалатного парламента?
3. Как называется высший законодательный и представительный орган в РФ? Укажите названия двух палат законодательного и представительного органа РФ; в каждом случае поясните, в чём заключается их вклад в принятие законов в соответствии с Конституцией РФ.
4. Автор убеждён, что принятию закона должно предшествовать его предварительное всестороннее обсуждение. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами суждение автора.
Оба суждения являются верными. С одной стороны, мораль - это идеал поведения, стремясь к которому, человек совершенствует себя. С другой стороны, этот идеал не какими-то сверхъестественными силами дан, а порождается совестью и общественным мнением, причем общественным мнением даже больше, чем совестью. Совесть у человека возникает тогда, когда он делает что-то, что, как его учили - плохо. Если в определенной культуре определенный поступок считается хорошим, то совести за него человек не чувствует. Например, древних ацтеков учили, что если не приносить кровавые жертвы, то погаснет солнце, поэтому ацтеки убивали своих соплеменников, считали, что это хорошо, и их не мучила совесть.
В начале 1560-х гг. усилились трения царя с боярами. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560 г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Погиб даже двоюродный брат царя Владимир Старицкий. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, обвиняя горожан в измене. Погибли тысячи невинных людей. Разделение страны ослабило ее оборону. В 1571 г. крымцы сожгли Москву. В1572 г. царь отменил опричнину, но казни продолжались. В 1581 г. в припадке гнева Иван убил сына.
В начале 1580-х гг. царь «временно» отменил переходы крестьян от помещиков в Юрьев день, положив начало крепостному праву. Итоги правления Ивана Грозного — начало формирования абсолютизма в России и «великое разорение». Недовольство общества и отсутствие дее наследников обусловило Смуту в начале XVII в.