С7. прочитайте текст и выполните -10.
отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления. в этом пункте обнаруживается различие между научной и эстетической функцией: тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум… стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное». …
всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой – общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. все научное мышление имеет своей подвести ощущения, с логических форм соединения, под эти общие правила. именно потому в основе всех логических форм лежит идея связи частного с общим, зависимости первого от последнего. все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при промежуточных звеньев, создаваемых размышлением. таким образом, достоверность и истинность всех этих промежуточных звеньев коренится в последнем счете в достоверности и истинности указанных двух элементов, соединенных в них посредством логических операций: ощущений и общих положений. все, что лежит между тем и этим, доказывается из них путем применения логических законов.
в. виндельбанд.
прелюдии. философские статьи и речи. спб. 1904. с. 227 – 228.
7. какова главная идея фрагмента? озаглавьте его. найдите подтверждение своей позиции в тексте.
8. в чем автору видится различие между эстетическим (художественными) и научным познанием? назовите иные различия между этими типами познания (не менее двух).
9. какой закон познания формулирует автор? проиллюстрируйте его действие конкретными примерами из научных открытий.
10 в чем специфика логических законов? покажите действие логических законов на конкретном примере.