Сопоставьте высказывания двух ученых. Теперешняя западная молодежь не отличается ни агрессией «шестидесятников», ни их претензиями на роль культурного лидера. Похоже, что эстафета западных «мальчиков» 60-х гг. (XX в. — Прим.ред.) перешла к нашим «детям перестройки». Во всяком слу- чае, налицо определенная конфронтация поколений, одним из самых выразительных символов которой стала, как в на Западе, музыкальная рок-культура. В то время как на Западе рок утратил свою бунтарскую роль и вошел в музыкальный обиход, заняв свое место в ряду других музыкальных стилей, у нас он несет идеологическую нагрузку эпатирующего социокультурного протеста. Неясно только, обладает ли наше молодое поколение такими лее культурно-творческими потенциями, как молодые радикалы 60-х гг. (XX в. — Прим. ред.), и если предположить, что обладает, позволят ли обстоятельства проявиться им в полной мере. По поводу молодых неформалов могу сказать следующее. У протеста цель — убрать, уничтожить и т. д. А когда протестуют неформалы, то они абсолютно не следуют цели отменить то, против чего они якобы протестуют. Они преследуют только одну цель: спровоцировать людей, чтобы они приняли участие в этом цирке, что мы и делаем и включаемся в их сценарий, изображая там роль врага, которая необходима по их сценарию. Так что протест несерьезный не только в плане своих последствий, но и по своим изначальным целям. Его цель — развлечь себя, позлить окружающих и, безусловно, принять участие в этой структуре. Общество должно быть уже не глупым, а шизофреническим, чтобы воспринимать такой протест как нечто, с чем оно, общество, должно бороться. Во и задания. 1) Чем различается позиция этих ученых в оценке положения молодежи в современном мире? 2) Есть ли что-то общее в их оценке положения молодежи в современном мире? 3) С чьей позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения. 4) Есть ли что-либо верное в оценке молодежи автором, с которым вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.
Сегодня с пеной у рта принято рассуждать, что отвратительное отношение к старикам – это результат государственной заботы. Мол, маленькие пенсии, унизительные очереди, мизерные льготы провоцируют неуважение молодежи к пожилым людям.
Понятно, что наши инстинкты превалируют над разумом, и забота человеческого рода, как можно лучше и стабильнее обеспечить жизнь потомству, а не тем, кто дал жизнь. Почему-то мы не прогнозируем заранее, что созерцая пример личного нашего с вами отношения к своим бабушкам и дедушкам, к своим родителям мы создаем стереотип отношения наших детей к нам в старости.
В советское время еще как-то пытались, внушали, что старики – это гордость, ветераны фронта и труда. Мы должны сказать что они выиграли войну и подняли на ноги из развалов такую огромную страну.
Мысль понималась и принималась, пока оставались люди, которые видели своими глазами эти события.
Но что делать сегодняшнему поколению, которое не то, что не видело и по большей части не слышало в должной мере об уважении в принципе.
Не спорю, что социальные программы могли быть и получше, и можно было бы запустить ролики социальные в инет и по телевиденью о взаимосвязи поколений. А в школах должны быть программы, отработанные психологами, на коррекцию отношений между поколениями в семье.
Еще один упущенный фактор: пока молод и особенно болезни не трогают, ты недопонимаешь, что мучает пожилого человека. Проблемы со здоровьем откладывают отпечаток на личные взаимоотношения.
Совершенно неважно, что болит, как болит, но это мешает, выбивает из активной жизни, меняет характер и поведение стареющих людей. И неуживчивость, и вредность тут совершенно не причем.
Подобные ситуации меняют отношения в семье: пожилому человеку не хочется постоянно говорить о тяжести и боли, молодому не понять, почему старики так занудствуют. Так и рождаются тяжело запущенные недопонимания и обвинения.
А будущее поколение мотает на ус, не разбираясь в тонкостях взаимоотношений, а копируя стереотипы поведения. У папы и мамы как всегда не хватает времени и смелости объяснить ребенку, почему бабушка или дедушка «дурят».
Характерной чертой старости принято считать мудрость. Весь жизненный опыт подытоживается, уравновешивается характер, и пожилой человек по логике становится энциклопедией жизни, в которую может заглянуть за решением любой проблемы молодежь.
Хорошо, если это так. А что мы даем взамен. Когда будем «возвращать долги»?
Старый человек в мудрости любой нации воспринимался как младенец: что стар, что млад. Это говорит не о его безумии или неадекватных поступках, а о его бес во многих вещах.
Следовательно, ему требуется дополнительная забота и внимание. Не оставите же вы без присмотра годовалого или даже трехгодовалого ребенка на кухне среди ножей, рядом с кипящим молоком и т.д. Так и с пожилыми людьми. Не постоянный контроль, а дополнительное внимание к мелочам не повредит.
Что еще кошмарней, когда старики неизлечимо больны или прикованы к постели. Созерцая жестокость и равнодушие к боли их собственных детей, оправдывающих себя усталостью и тем, что жизнь продолжается, волосы встают дыбом.
Естественным стала и оценочная система в отношениях поколений: а что ты мне дал, ты меня просто родил. За что тебе сказать или Представляю, как хочется закричать попавшим под такой пресс, лучше б я тебя не родил.
Помните, заблуждение – что молодость вечна. Она протяженнее, чем старость. Но и вас это настигнет. Какой мерою меряете, такой и вам отмерится. Не хотите досматривать стариков, вас придется досматривать.
Не хотите ухаживать за больными, захотят ли за вами ухаживать ваши дети. Грубите, и вам буду грубить. Это диалектика жизни: мы имеем то, что рождаем сами. Только логику этих связей теряем из виду за жизненными проблемами и взращиванием нашей гордости.
Поэтому и приходится старикам реализовывать пословицу: «любите ваших внуков, они отомстят вашим детям». Этого ли мы хотим?
Наше с вами отношение к старикам – это построенная своими руками собственная старость, а не какого-то государства. И никуда от этого не денешься. Нас будут любить или не любить настолько, насколько мы сами любили и понимали.