Вделались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса , когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно. примеры подобных попыток.
Можно привести большое количество примеров успешных попыток переформатирования общества. Возьмем, например, реставрацию Мэйдзи в Японии. Под реставрацией Мэйдзи понимают комплекс идеологических, гражданских, социальных и административных реформ в Японии 1868 - 1889, которые превратили отсталую аграрную страну в одно из наиболее динамично развивающихся индустриальных государств. Политика реставрации существенно изменила государственный строй, образование, религию и другие сферы жизни японцев. С реставрацией Мэдзи связывают формирование новой национальной идентичности японцев.
Другой пример успешного переформатирования нации - политика денацификации, которая проводилась после окончания Второй мировой войны в Германии и Австрии. Политика денацификации проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции и была направлена на послевоенное очищение немецкого общества, культуры, политики, образования, экономики от влияния нацистской идеологии. В результате успешного проведения этой политики сформировались два по-существу новых государства, играющих очень существенную роль в формировании облика современной Европы.
Можно привести еще ряд примеров, связанных с формированием, например, светского государства в Турции в ходе реформ Ататюрка (начало 20 века), или формирования современной Индии и Пакистана.
Отдельная тема - реформирование российского государства в ходе реформ Ивана Грозного в 16 веке и реформ Петра Первого в 18 веке.
Можно долго говорить о положительных сторонах и цене для общества этих реформ. Можно признать, что были моменты отката, отступления в ходе реформ, что далеко не всегда внешние реформы сразу приводили к глубинным изменениям в народном сознании и бытовой практике. Тем не менее, полного возврата к старой, дореформенной практике не происходило практически никогда.
Скажем в СССР в 20-х - 30-х годах двадцатого века была предпринята попытка построения полностью атеистического общества. Эта попытка проводилась ценой значительного насилия над советским обществом однако, цель не была достигнута, полностью отказаться от религии в СССР не удалось. Тем не менее, социальная значимость религии в обществе получила значительную трансформацию. Религия перестала трактоваться как доминирование одной формы религии в духовной жизни государства. Возникло представление о равноправном существовании в государстве нескольких религиозных направлений. В результате этого религия утратила доминирующее положение при формировании политического и экономического курса государства. Возникло представление о гражданском обществе, как основе сотрудничества людей, придерживающихся разных религиозных направлений. Понятия милосердия, гуманизма, человечности вышли за рамки одного религиозного направления и получили общее значение для всего общества в целом.