Самореализация человека – это реализация внутреннего потенциала и осуществление жизненной миссии. каждый человек является обладателем уникальных способностей и талантов. это непреложная истина. только жаль, что среди наших друзей и знакомых можно встретить мало людей, которые сполна реализуют свой потенциал. в современной жизни много бессмысленной спешки и суеты. мир как будто бы превратился в огромной базар, помешанный на продажах и доходах. природные катаклизмы и техногенные катастрофы сотрясают нашу прекрасную планету. а мы все бежим, сломя голову, вперед и вперед и боимся остановиться. боимся, потому что остановка – повод для размышлений. уже ни для кого ни секрет, что мы стремительно движемся в тупик. а об этом ох как не хочется задумываться! быть может, мои идеи покажутся утопичными, но я вижу спасение человечества в раскрытии предназначения каждого отдельно взятого человека, в его самореализации, в осуществлении его великой миссии. я верю, что это даст нашему обществу толчок в направлении более естественного, спокойного и гармоничного развития. и как отдельные ручейки питают реку, делая ее полноводной, сильной, способной преодолеть любые преграды, так и отдельные люди питают своими талантами, добрыми делами и позитивной энергией духовный прогресс всего человечества. самореализация человека – к сожалению, забытая, но естественная потребность каждого из нас. драматург фридрих геббель говорил: “жизнь – это бесконечное совершенствование. считать себя совершенным – значит убить себя”. самореализация, самосовершенствование и самоактуализация – процессы длиною в жизнь. в фильме режиссера марка захарова “дом, который построил свифт” красной нитью проходят слова: “подняться к небу – вот работа. подняться к небу – вот это труд”. стремление к небу – основное свойство человеческой души, часто безжалостно подавляемое бытом и суетой. я призываю каждого из вас к тому, чтобы остановиться и задуматься о главном. ответить на вопросы: ”кто я? зачем пришел в этот мир? куда иду? как расходую свой уникальный потенциал? честен ли я, прежде всего, с сами собой? ” никогда не поздно переосознать свои жизненные ценности. никогда не поздно начать двигаться в направлении самореализации и созидания. многие люди боятся смерти, но мне все чаще кажется, что на самом деле они подсознательно боятся нереализованности. американский психолог и психотерапевт ирвин ялом вполне справедливо утверждал, что: ”…человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-настоящему проживает свою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал”. реализуя себя, человек приближается к богу и делает великие экзистенциальные открытия. антону павловичу чехову принадлежат слова: “мне страшно хочется жить, хочется, чтобы наша жизнь была светла, высока и торжественна, как свод небесный. будем жить! солнце не восходит два раза в день, и жизнь дается не дважды, – хватайтесь же цепко за остатки вашей жизни и спасайте их”. вы можете верить в единичность или множественность земных воплощений. в проблеме самореализации человека это разногласие не имеет значения. в любом случае очевидно одно: ваш нынешний приход в этом теле, с этими способностями и талантами, с необходимостью выполнения определенной земной миссии уникален и неповторим. поэтому стремитесь к максимальной самореализации во имя обретения истинного смысла бытия, во благо всего человечества.
Среди сущностных определений человека есть немало знаменовавших целые эпохи в философской мысли: «человек — разумное животное», «человек — политическое животное», «человек — животное, делающее орудия труда», «человек религиозный», «человек разумный» и др. философ макс шелер (1874—1928 гг.) писал: «человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными». человек является объектом изучения многих наук. среди них — биология, , психология, генетика, антропология, этнология. так, в центре антропологии (учения о человеке) стоит проблема происхождения, становления человека современного типа, в центре психологии — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в центре генетики — законы наследственности и изменчивости организмов. вместе с тем человек является и основным предметом философского знания. «человек есть мера всех вещей», — говорил древнегреческий философ протагор. что это за мера? в чем и как она проявляется? эти вопросы около 2,5 тыс. лет и вызывают горячие споры. философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала природы и общества, как творец духовного мира. когда аристотель различал растительную, животную и человеческую души, то он показывал место человека в природной иерархии и его зависимость от более низших материальных состояний. возникают вопросы: почему сущностных характеристик человека так много? почему они столь различны, хотя и имеют в виду один и тот же объект — человека? попытаемся разобраться в этих вопросах.